Выставка «Портрет войны в трех измерениях. Графика / Скульптура / Фотография» в Москве

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 21 апреля - 24 мая 2020 года
Место проведения: Галерейный центр «Артефакт» (Москва, ул. Пречистенка, 30/2).

Экспозицию в галерее «Артефакт» можно будет увидеть после снятия ограничений. Сейчас выставка доступна для онлайн просмотра на сайте: http://grosartgallery.com/page10823661.html

Выставка, организованная Галерея ГРОСart и Галерейный центр «Артефакт», приурочена к 75-летнему юбилею победы советского народа в Великой Отечественной войне. Экспозиция показывает малоизвестные и впервые представленные графические произведения действительного члена Академии художеств СССР Александра Дейнеки и члена-корреспондента Академии художеств СССР Леонида Сойфертиса, скульптуры члена-корреспондента Российской академии художеств Бориса Орлова, а также документальные фотографии военного корреспондента Бориса Фишмана-Борисова и летчика-фронтовика Александра Зенина.

Тему Великой Отечественной войны можно безоговорочно считать одной из самых неисчерпаемых в отечественном искусстве ХХ века и современности уже в силу того, что такая крупномасштабная трагедия изначально стала оголенным нервом нашей истории. В рамках настоящей выставки многоликий портрет войны запечатлен средствами графики, скульптуры и фотографии в исполнении авторов, различных по стилевым измерениям, но единых в своем пронзительном неравнодушии к этой Войне.
У Александра Александровича Дейнеки (1899–1969) военная тема определила один из значимых разделов его искусства, в котором именно графическая часть остается на сегодняшний день относительно малоизвестной. Для Леонида Владимировича Сойфертиса (1911–1996) война стала одной из ключевых и лучших страниц его творческой деятельности. Здесь важно помнить, что Дейнека был всего дважды на короткое время командирован в зону военных действий, в то время как Сойфертис практически всю войну прошел художником фронтовых газет.
Зато Дейнека относительно короткие фронтовые впечатления с избытком компенсировал подчас жуткими в своем экспрессивном порыве «портретными» зарисовками Войны, странно не вписывающимися в более привычную для нас эпическую интерпретацию военной темы в отечественном искусстве. Подобный экспрессионистский ракурс военной графики Дейнеки, подчас населенной фантазийными, почти сюрреалистическими образами, часто прослеживается и в изображении сцен, связанных с жизнью тыла.
В отличие от Дейнеки, который почти в каждом из военных набросков и зарисовок стремится создать предельно обнаженный в своей остроте символ военной трагедии, Сойфертис бережно и неторопливо, хотя не менее выразительно и точно фиксирует забавные по сюжету и нередко романтически окрашенные бытовые моменты. Именно они контрастно наполняют особо уязвимую на войне фазу солдатской жизни настроением теплого юмора, мягкого гротеска и лирического переживания.
Наряду с военным очевидцем Дейнекой и участником войны Сойфертисом, один из самых ярких современных художников Борис Константинович Орлов (род. 1941) как ровесник начала Великой Отечественной войны и сын фронтовика объективно не остался в стороне от этой темы, хотя и претворил ее в духе своей экзистенциальной творческой «метапозиции» и ироничного «имперского» стиля. Созданные им парадоксальные по развитию формы и содержания скульптуры – как бы анти-портретные, но гипер-парадные бюсты или псевдоисторические портреты – несут в себе полярный синтез возвышенного и анекдотичного, реального и гротескового, пафосного и трагического.
Наконец, незабываемый «портрет войны» оставила нам фотография, убедительное искусство которой можно проследить на примере работ военного фотокорреспондента газет «Красная звезда» и «Комсомольская правда» Бориса Яковлевича Фишман-Борисова (1910–1981). В его натурно-художественных фотографиях запечатлена целая летопись Великой Отечественной от зловеще-сурового парада уходящих на фронт войск в ноябре 1941 года на Красной площади до страшных сцен освобожденного Освенцима и пронзительных видов разрушенных городов, и особенно Берлина после уличных боев в 1945 году. Одновременно присутствующая в ценных фотодокументах Фишман-Борисова и лирически-бытовая линия органично дополняется непритязательными, но мужественно-трогательными живыми сценами военных будней в любительских походных фотографиях летчика Александра Ивановича Зенина (1921–1999), воевавшего в составе штурмовой авиадивизии.
Таким образом, посредством графики, скульптуры и фотографии столь разные, на первый взгляд, художники сумели создать емкий и впечатляющий портрет Великой Отечественной войны, отличающийся поразительной цельностью и весомой полнотой.

На основе пресс-релиза






версия для печати