М.Вяжевич. Статья «О памятнике Иоанну Павлу II работы З.К.Церетели», 2006

 

М.Вяжевич. Статья «О памятнике Иоанну Павлу ll работы З.К.Церетели»,2006
10 декабря 2006 года во французском городе Плоэрмель, в Бретани состоится торжественное открытие скульптурной композиции, посвященной Папе Римскому Иоанну Павлу Второму. Автор скульптурной композиции - президент Российской академии художеств, известный мастер З.К.Церетели. Памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II передается в дар французскому народу от российского народа. Роль понтифика в борьбе за мир, дружбу, сотрудничество между народами высоко ценится в России. Утверждение в современной цивилизации духовных ценностей, за которые боролся Иоанн Павел II, его усилия сделать политическую жизнь более человечной навсегда останутся в нашей памяти. Установка этого монумента на французской земле, несомненно, станет заметной вехой в развитии духовных связей России и других христианских стран. Инициатива создания памятника получила одобрение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, отметившего в своем письме, адресованном к автору скульптуры: «Благодарю Вас за присланные материалы и фотографию памятника, сделанного Вами по просьбе французской стороны. Спасибо за документы, в которых власти Франции и представители Ватикана выражают удовлетворение данной акцией, как проявлением духа сотрудничества и толерантности. Это уже не первый памятник, созданный Вашим талантом, который установлен в зарубежных странах. С пожеланиями благословенных успехов в будущем, Патриарх Московский и Всея Руси». Папа Римский Бенедикт XYI выразил благодарность за памятник, запечатлевший образ Иоанна Павла II, который, как сказано в письме официального представителя Ватикана в Российской Федерации, «воплощает собой целую эпоху в жизни Римско-Католической церкви». Создание монумента - знак доброй воли, содействующий христианскому единству, доверию и взаимопониманию. Подобный шаг особенно необходим сегодня, когда в мире ощутима напряженность в отношениях между людьми, народами, целыми странами. Творческие люди, художники, как правило, в числе тех, кто особенно остро чувствует проблемы общества и эпохи. В искусстве З.К.Церетели теме духовно-нравственного идеала всегда принадлежало важнейшее место. Мастер посвящает свои произведения ценностям гуманизма - величайшему достижению человечества, к которому оно далеко не всегда прибегает в повседневном течении жизни. «Мы недооцениваем возможности искусства, - говорит З.К.Церетели, - а ведь с его помощью можно решать важнейшие социальные и политические проблемы, искусство способно предотвращать проявления терроризма, побеждать болезни, ведь оно, прежде всего, обращается к душе человека и исцеляет ее». Среди недавних произведений Церетели - скульптурная композиция, посвященная преодолению человеком «чумы ХХ века», и монумент «Слеза скорби», ставший отзывом мастера на трагедию в Нью-Йорке и раскрывающий суть терроризма, единственный итог которого - слезы и страдания тысяч и тысяч людей. Сегодня, когда в отношениях между людьми прижились принципы так называемых двойных стандартов, всемирно известный скульптор особенно много работает над образами святых подвижников, людей, посвятивших себя служению добру, сумевших достичь высокой духовной ступени, надеясь на то, что их пример может вдохновить зрителей и задуматься о единственно важном для человека - его душевном развитии. Им созданы скульптурные образы Святого Апостола Павла, Святителя Николая, Святого Георгия, матери Терезы, героя Куликовской битвы Александра Пересвета, Преподобного Иринарха Затворника. Работа над скульптурным образом Папы Римского Иоанна Павла II продолжает размышления художника о духовном пути. «Религия - это великая ценность, объединяющая всех людей, я хочу, чтобы мы осознали это», - говорит З.К.Церетели. Композиция монумента отличается лаконичностью и простотой. Отсутствие излишних деталей, ясность и чистота пластической формы соответствуют личности понтифика, которого отличали скромность, благородная простота в общении с людьми. Мастер строит образ на сочетании архитектурной и скульптурной форм - фигура Иоанна-Павла II расположена в центре арочного проема. Полукруглый свод арки - символ церковного пространства и вместе с тем небесного купола. Опорой служат два прямоугольных пилона, устойчивая основа, напоминающая о незыблемой прочности христианской веры. Композицию венчает изображение креста. Гладкая поверхность неподвижной архитектурной формы служит обрамлением скульптурного образа, который, благодаря умело примененному контрасту, выглядит живым и реальным. Верно и тонко переданы черты лица понтифика, руки приближены к лицу и сложены в очень характерном для него жесте, который можно было бы определить, как молитвенное раздумье. Внешнее сходство и удивительно верно переданный художником характер Иоанна Павла II, тем не менее, не помешали скульптору достичь той особой степени обобщения, когда облик конкретного человека приобретает символический характер. Образ Иоанна-Павла II - напоминание о безграничных возможностях человеческого духа, олицетворение победы человека над всепоглощающими страстями, его неугасимого стремления к покаянию и примирению.
М.Вяжевич,2006






версия для печати