Е.Короткая. Статья «О выставке произведений П.П.Оссовского в Российской академии художеств». 2015.

 

Развернутая в залах Российской академии художеств на Пречистенке представительная - более 200 живописных и графических работ - выставка произведений Петра Павловича Оссовского приурочена к 90-летию со дня его рождения и 70-летию Победы.

Как принято в подобных случаях, экспозиция представляет собой ретроспективу наиболее значимых этапных работ художника.
Имя П.Оссовского прежде всего ассоциируется с направлением, которое привычно называют «суровым стилем», ибо наряду с другими мастерами, он стоял у истоков творческих поисков 1960-х годов. Отказавшись от мажорности звучания, нарядного колорита, «воспевания процветания», молодые художники ввели в живопись другого героя – лишенного беззаботной радости, легкости восприятия жизни, человека с прошлым. Это могла быть война, безотцовщина, бедность… При этом герои нового искусства прежде всего созидатели, именно пафос труда не изнурительно-каторжного, но рождающего нечто необходимое людям, становится в центре внимания живописцев и графиков. Большая тема диктовала и особую новую стилистику картин с их крупными планами, приближенностью персонажей к зрителю, широким мазком, приглушенным колоритом. На выставке представлены наиболее известные произведения, созданные П.Оссовским в этой манере.

Эволюция творчества художника находит отражение в расширении сюжетики его работ, обращению к вечным и вечно новым темам материнства, Родины, неизбежности утрат и Вере, которая помогает примириться с ними.
В этом плане показателен полиптих «Матери» (2006 г, частное собрание), состоящий из 4 частей: «Ожидание», «Горе», «Беда» и «Материнство». Казалось бы, синонимы - «горе» и «беда» - наполнены разным звучанием, обогащающим друг друга. И мажорный обнадеживающий аккорд «Материнства» по колориту, композиции, динамике построения работы уравновешивает части произведения.
Представленные на выставке пейзажи отличает монументальная лиричность, простая композиция, скупой набор приемов, сдержанный колорит создают ощущение устойчивости, величия не только природы Псковского края, но и собственно бытия.
Псковский край оказался созвучен художественному видению П.Оссовского, для которого характерно выраженное Языковым отношение: «Места, священные Музе Русской».
Художник выполняет росписи Изборской палаты на тему «Православная вера» и «Русская словесность», определив свое восприятие темы как «Смысл, облеченный в красоту».

Вера П.Оссовского не благостно-умилительная, она исполнена страданий, его «Благовест» со сложной, изломанной композицией, динамичный и напряженный, сродни скорее набату. Разрушение церкви, разрушение веры воспринимаются им как народная трагедия.
Раскол ХVII века и разрушение Веры ХХ столетия он ставит в один ряд, видя в них пагубу народного сознания, понимая, что, только собрав воедино осколки, можно обрести надежду.
Триптих «Страсти по вере» (2013) посвящен церковной реформе XVII века, олицетворением которой является портрет певца А. Ведерникова в роли раскольника Досифея из оперы М.Мусоргского «Хованщина»; крушению веры в ХХ веке в России, о котором повествует роспись «Вторая голгофа Иисуса Христа», являющаяся композиционным центром триптиха, и жизнь новой России XXI века, олицетворением которой является Ф.Шаляпин в роли Мефистофеля из оперы «Фауст».
В триптихе «Подвижники старого обряда» перед зрителем предстает неистовый протопоп Аввакум, связанный, но не сломленный, боярыня Феодосия Морозова и Спас Андрея Рублева. В использовании узнаваемых образов (почти суриковская боярыня, но более жесткая, написанная без свойственных В.И.Сурикову тонких мазков, колористического богатства и т.д., и Спас в трактовке Андрея Рублева) можно увидеть стремление художника «достучаться» до зрителя, донести до него свой художественный замысел.

Глядя на Аввакума, вспоминаешь поэму Максимилиана Волошина
«Протопоп Аввакум»:
Двенадцать лет не видел я ни солнца,
Ни неба синего, ни снега, ни деревьев, —
А вывели казнить —
Смотрю, дивлюсь:
Черно и пепельно, сине, красно и бело,
И красоты той
Ум человеческий вместить не может!
Построен сруб — соломою накладен:
Корабль мой огненный —
На родину мне ехать.
Как стал ногой —
Почуял: вот отчалю!
И ждать не стал —
Сам подпалил свечой.
Святая Троица! Христос мой миленькой!
Обратно к Вам в Иерусалим небесный!
Родясь — погас,
Да снова разгорелся!


Е.Н.Короткая
старший научный сотрудник Отдела современного искусства
и художественной критики НИИ РАХ






версия для печати