М.Чегодаева. Статья «Выставки Мая Петровича Митурича (1925-2008)». 2015.

 

Весной и летом 2015 г. в Москве состоялись 2 персональные выставки действительного члена Академии художеств Мая Петровича Митурича-Хлебникова, приуроченные к его девяностолетию: в мае – в Полиграфическом институте и в июле – в Музее Востока.
Май Петрович Митурич-Хлебников – один из крупнейших русских художников второй половины ХХ века, блестящий рисовальщик, отличный живописец, чьи станковые и книжные работы составляют подлинное богатство нашего искусства.

Наибольшую известность Маю Митуричу принесла его работа в детской книге. Он признанный мастер русской школы иллюстрации, с ее редким умением воссоздавать стиль каждой эпохи, каждого народа, каждого писателя. Опираясь на творчество своих замечательных предшественников В. Лебедева, Е. Чарушина, В. Конашевича, Май Митурич создал свой неповторимый мир детской иллюстрации, привнес в нее особую одухотворенность, поэтическую сказочность и веселую, по-детски лукавую доброту. Суетятся, порхают «Сорок четыре веселых чижа» Маршака; победоносно расправляется с «Тараканищем» героический воробей Чуковского; мирно дремлют мудрые олени книжек Снегирева, из таинственных зарослей тропического леса смотрят на нас острые звериные глаза киплинговской «Книги джунглей»... Проступает сквозь туман веков прекрасное детство Эллады, белеет нетронутой чистотой прибрежный песок, и крылатые ладьи Одиссея растворяются в манящих просторах южных морей. Таковы и его иллюстрации к японским сказкам, к японской поэзии. Далекий и незнакомый мир открывается в книжках чудесных японских сказок, оформленных Митуричем, оживает в его тонких изящных иллюстрациях, и созвучных японскому искусству, великой японской цветной гравюре, и оригинально - «своих»... Май Митурич был и остается подлинным лидером русской школы иллюстрации детской книги, признанной в мире.

На протяжении своей, достаточно долгой жизни, Май Митурич не изменял себе ни в чем. Ни на миг не старело его безупречно тонкое мастерство, оставался все тем же его светлый, любимый всеми, кому доводилось с ним общаться, неповторимый человеческий облик. Кажется, сам ХХ век, измученный собственным прагматизмом и жестокостью, сберег для себя в творчестве Мая Митурича частицу света и доброты. Его выставки – подлинный прорыв сияющего света в суровых сумерках так грозно начавшегося XXI века...






версия для печати