Научная конференция «Традиция, ретроспекция, новация. Современные проблемы народного и декоративного искусства»

 

Российская академия художеств
НИИ теории и истории изобразительных искусств
Отделение искусствознания и художественной критики
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

приглашают принять участие в научной конференции
«Традиция, ретроспекция, новация. Современные проблемы народного и декоративного искусства»,
  посвященной юбилею выдающегося исследователя народного искусства М.А.Некрасовой.


Народное и декоративное искусство России находит много точек соприкосновения на протяжении всей истории развития отечественной культуры. Выявить центры притяжения этих двух особо ярких ее явлений – задача настоящей конференции. Их взаимотяготение и сближение, их взаимовлияние и художественные практики неоднократно становились предметом самого живого обсуждения научной общественности. Миниатюристы Палеха и ювелиры Красного, Великого Устюга, Кубачи, Гоцатля, камнерезы, эмальеры Ростова Великого, косторезы с одной стороны, и профессиональные ювелиры, художники-керамисты и стекольщики с другой – таковы исследовательские параметры предстоящего симпозиума. Мастера и художники, вступая в творческое сотрудничество, создавали арт-объекты, ставшие заметными явлениями художественной жизни России.
Современная художественная практика ввела в оборот представлений о нынешнем состоянии народного и декоративного искусств много новаций, продиктованных социальными и общественно-политическими метаморфозами. Ряд предприятий художественной промышленности, таких как Дятьково, Дулево, Вербилки, Гусь-Хрустальный и т.д. не так давно были объявлены частью народных художественных промыслов, что, в свою очередь, с точностью до наоборот воспроизводит ситуацию 1970–1980-х гг., когда витали мысли об опромышливании промыслов, начатом в 1961 году строительством фабрик в центрах традиционного бытования народного искусства. Сегодня события разворачиваются в обратную сторону – начинается активная работа по возвращению художественного стекла и фарфора в систему художественной промышленности.
В свою очередь, ряд художественных промыслов, таких как, например часть гжельского ареала, двигаются по направлению к профессиональному творчеству. Эта тенденция также требует своего пристального рассмотрения.
Таким образом, предлагаемая конференция посвящена истории, эволюции, месту данных искусств в образовательной и творческой практике мастеров и художников в разные эпохи отечественного искусства. В рамках ее проведения особое внимание предполагается уделить новациям в области народного и декоративного искусства, а также их взаимовлияниям в искусстве России и Европы.
Тематика конференции предполагает самый широкий спектр проблем, как фундаментального, так и практического характера: изучение отечественного музейного фонда, опыт обобщения известного и вновь выявленного материала, введение в научный оборот новых памятников, уточнение корпуса произведений крупнейших мастеров отечественного искусства, и т.д.

ПРОГРАММА:

23 апреля 2019 года, РАЖВиЗ И. Глазунова (Москва, Мясницкая, 21)
13.00-16.00

Приветствия:
ГЛАЗУНОВ Иван Ильич
Ректор РАЖВиЗ, кандидат искусствоведения, заслуженный художник РФ
КАЛИНИН Виктор Григорьевич
Первый вице-президент Российской академии художеств, академик РАХ, народный художник России
НУРГАТИНА Лилия Авхатовна
Заместитель директора департамента развития промышленности особо значимых товаров Министерства промышленности и торговли, кандидат экономических наук

Основной доклад:
НЕКРАСОВА Мария Александровна
Главный научный сотрудник НИИ РАХ, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАХ
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. ПРОБЛЕМА КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ.

Обсуждение:
БОЛЬШАКОВ Владимир Ильич
Проректор по научной работе, заведующий кафедрой РАЖВиЗ Ильи Глазунова, доктор философии.
САКРАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В РУССКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

ЛЕБЕДЯНСКИЙ Михаил Сергеевич
Советник при ректорате РПАЖВиЗ Ильи Глазунова, доктор искусствоведения.
ПРЕКРАСНОЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ РОССИИ. ПАМЯТИ В.М. ВАСИЛЕНКО.

ЛУКЬЯНОВА Татьяна Анатольевна
Декан факультета реставрации живописи РАЖВиЗ.
ВОЗМОЖНОСТИ РЕСТАВРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА в РАЖВиЗ ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА.

Кофе-пауза
Экскурсия по Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова


24 апреля 2019 года, Белый зал Российской академии художеств (Москва,Пречистенка,21)
11.00-16.00

Модератор: А.У. Греков – заведующий отделом декоративного и народного искусства НИИ РАХ, вице-президент Союза художников России, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАХ, кандидат искусствоведения.

ГРЕКОВ Александр Умарович (Москва).
Заведующий отделом НИИ РАХ, вице-президент ВТОО «СХР», кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАХ.
НАРОДНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО: ПУТИ И ПЕРЕКРЁСТКИ.

КОШАЕВ Владимир Борисович (Москва).
Профессор кафедры семиотики и общей теории искусств МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова, доктор искусствоведения, Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики.
ТРАДИЦИЯ КАК ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ.

КАЗАКОВА Людмила Васильевна (Москва).
Главный научный сотрудник НИИ РАХ, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАХ, член ВТОО «СХР».
ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАВОДСКОГО ХУДОЖНИКА: 1960-1980 ГГ.

ФЁДОРОВА Мария Владиславовна (Москва).
Заслуженный художник РФ, академик РАХ.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ КОСТЮМА НА ОСНОВЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

СКОРОБОГАЧЁВА Екатерина Александровна (Москва).
РАЖВиЗ, доктор искусствоведения.
РЕТРОСПЕКЦИЯ И НОВАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ В.М. ВАСНЕЦОВА. ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИЙ ДЛЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ НАРОДА.

ПЕРФИЛЬЕВА Ирина Юрьевна (Москва).
Ведущий научный сотрудник НИИ РАХ, кандидат искусствоведения, член ВТОО «СХР».
«ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ» КАК ПРОБЛЕМА ХУДОЖДЕСТВЕННО-СТИЛЛИСТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА РОССИИ.

13.00-14.00. Кофе-пауза

АСТРАХАНЦЕВА Татьяна Леонидовна (Москва).
Главный научный сотрудник НИИ РАХ, доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, член ВТОО «СХР».
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ ФАРФОРО-ФАЯНСОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

СОРОКИНА Марина Александровна (Санкт-Петербург).
Ведущий научный сотрудник ГРМ, кандидат искусствоведения.
КОВАЛЁВА Наталья Ивановна (Санкт-Петербург).
Ведущий научный сотрудник ГРМ, кандидат искусствоведения.
ВЫСТАВКА «ПЛАТКИ И ШАЛИ В РОССИИ XVIII-XXI ВЕКОВВ СОБРАНИИ РУССКОГО МУЗЕЯ» И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТКА В XXI ВЕКЕ.

ПАК Вера Филипповна (Ростов).
Заведующий сектором Ростово-Ярославского музея-заповедника, кандидат искусствоведения, член ВТОО «СХР».
К ПРОБЛЕМЕ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРА ЦВЕТОЧНОЙ РОСПИСИ В РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ: ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ, НОВАЦИИ.

ТАЁЖНАЯ Лидия Яковлевна (Москва).
Преподаватель МГХПА им. С.Г. Строганова (Колледж дизайна и декоративного искусства).
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИДЕЙ У. МОРРИСА СОВЕТСКОЙ НАУКОЙ В 1980-Е ГГ.

КОНОВАЛОВА Наталья Евгеньевна (Рыбинск).
Научный сотрудник Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
ТИПОЛОГИЯ ФАРФОРА ПЕРВОМАЙСКОГО ЗАВОДА 1970-Х – 1980- Х ГГ.

ВИЛЬДАНОВА Татьяна Владимировна (Москва).
Искусствовед.
К ВОПРОСУ О РУССКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.

МОСКВИЧЁВА-БЕСЛЕЕВА Людмила Ивановна (Москва).
Искусствовед, член ВТОО «СХР».
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ЩЕПНОЙ ГОЛУБОК: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИИ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ 2-Й ПОЛОВИНЫ XX-НАЧАЛА XXI ВВ.






версия для печати