Художественное оформление Музея Победы на Поклонной горе

 

Войдя внутрь музея, посетитель поднимается по монументальной центральной лестнице к залу Славы. В средине ступени рассекает надвое широкая, изогнутая бронзовая полоса, исполненная Церетели. Ее называют «Лентой Славы», поднимаясь вверх, она символизирует скорбный путь войны, воспоминание о павших воинах. В их память горят высокие бронзовые, как бы оставленные ушедшими свечи, освещая оружие и солдатские каски. Впереди по обе стороны тяжелых, мощных, торжественных, ведущих в зал Славы, бронзовых дверей с квадратными экспрессивными барельефами, также исполненными художником, во всю стену – многоцветные яркие витражи – «Салют» и «Цвет Победы». Здесь мы вновь встречаемся с одной из излюбленных Зурабом Церетели техник в монументальных работах. Он вновь использует возможности светящегося стекла, разделенного свободными линиями на цветовые вихри, для создания острого ощущения бьющей через край, поднимающейся ввысь радости победы.

В отличие от многоцветья вестибюля, грандиозный круглый зал Славы строг по своим формам и колориту. Его стены покрыты мраморными панелями, на которых золотом написаны имена героев. Выше – поле белых барельефов в пышных картушах, внизу помещены исполненные Церетели изображения городов, прославившихся в годы борьбы с фашизмом: Москва, Смоленск. Тула. Одесса. Севастополь, Ленинград, Сталинград, Новороссийск, Мурманск, Брест, Керчь. Каждый из городов-героев легко узнаваем, барельефы передают его самые характерные черты, море и холмы, знаменитые архитектурные памятники, военные монументы. Все композиции строги, классичны и насыщенны, целиком выдержаны в белом цвете, их сдержанность придает особую пышность обнимающему барочно-живописному оформлению. Еще выше в глубине купола художник поместил гигантский, тяжелый, монументально-торжественный венок из золоченой бронзы, а в центре его – изображение Ордена Победы, завершающее образ музея Великой отечественной Войны.






версия для печати