Главный монумент Победы Мемориала на Поклонной горе

 

Главный монумент Победы, созданный З.К.Церетели, встает на высоту 141,8 метра, что имеет символическое значение, соответствуя 1418 дням войны. Каждые сутки великой битвы обозначает собой часть гигантского трехгранного обелиска – бронзового штыка. Его острие поднимается вверх, устремляясь к Победе. Грани монумента покрыты непрерывной тканью барельефов, посвященных долгой борьбе. Битва за битвой, от Бреста и Севастополя до Москвы и Сталинграда и, наконец, до Берлина поднимаются одна над другой в переплетении тел, оружия, огня, который встает из дыма пожаров и превращается во взлеты салюта. На острие монумента – крылатая богиня победы Ника, символ, возникший в античную эпоху, увековечивает торжество российского оружия. Фигура богини парит над ансамблем, отделяясь от грани обелиска, и протягивает вперед золотой венок.

Главный монумент стоит на круглом постаменте, расчерченном лестницами, ведущими к его основанию – двумя полукруглыми, пологими и центральной, торжественной, прямой. Над нею у подножия обелиска поднимается скульптура «Святой Георгий, убивающий дракона». Эта тема встречалась в творчестве художника. В частности, в созданной им скульптуре перед зданием Объединенных наций в Нью-Йорке. Здесь, в Москве, у подножия Главного монумента Победы мастер создал более драматическое и контрастное решение. Фигура Святого Георгия, скачущего на вздыбленном коне, подчеркнуто классична, выдержана в стилистике, обращенной к античности. Святой Георгий символизирует здесь вечную радость справедливой победы, неизменную и живущую в истории. Изображение поверженного зла обладает совершенно иной стилистикой. Художник и не пытался создать «обыкновенного» «реалистического» дракона, которого убивает Святой Георгий в сотнях скульптурных и живописных композиций различных столетий. Он передает зрителю впечатление тяжелой, поверженной, расчлененной массы, наполненной знаками зла - оружия, смерти, фашистсткой свастики. Возникает необычный образ, весь пронизанный мыслью о том, что поверженное зло уже не поднимется, не воскреснет. Разбито навсегда. Святой Георгий спокоен и сосредоточен, он исполняет свой вечный и непременный долг, он даже не испытывает радости, он делает то, чему суждено сбыться. Торжество провозглашают другие скульпторы, входящие в ансамбль, созданный Зурабом Церетели. На углах огромного полукруга музея поднимаются конные фигуры трубящих Слав. Они также выдержаны в классицистической манере, и им также придана легкость, парение. Ликующее звучание, передающее торжество Победы.







версия для печати