Мемориал Победы на Поклонной горе

 

Торжество над фашизмом было одной из величайших побед в тысячелетней истории России, встающих в один ряд с битвой на Куликовом поле и освобождением от татарского ига или изгнанием Наполеона за пределы страны и занятием Парижа. Соединение героизма ХХ столетия и памяти о великом прошлом стало основой программы главного мемориала Победы в Москве, который был торжественно открыт 9 мая 1995 года. Архитектурно - художественное решение Мемориала создано ведущими мастерами российского изобразительного искусства, академиками Российской академии художеств.

История создания Мемориала Победы на Поклонной горе
Решение о создании Мемориала, призванного стать Пантеоном Великой Отечественной войны было принято еще в военные годы. Тогда же был проведен конкурс, в котором участвовали лучшие архитекторы и художники страны той эпохи, среди которых Л.В. Руднев, А.Г. Мордвинов, Я.Г. Чернихов. К сожалению, ни один из этих замыслов не был осуществлен. В 1957 году было принято постановление «О сооружении памятника Победы в г. Москве», в 1958 году заложен памятный камень на том месте, где его предполагали возвести, в 1961 году на Поклонной горе был заложен Парк Победы. Лишь в 1985 году был утвержден проект авторского коллектива под руководством архитектора А.Т.Полянского. В 1992 году было принято окончательное решение о завершении строительства музея к 9 мая 1994 года, а всего комплекса ко дню пятидесятилетия Победы. Композицию ансамбля, который был торжественно открыт 9 мая 1995 года, составили Главный монумент, музей, храм во имя Святого Георгия Победоносца. С 1993 года руководителем художественного решения Мемориала Победы на Поклонной горе стал народный художник СССР З.К.Церетели.

Архитектурно – градостроительное и художественное решение Мемориала
Место для Главного монумента и музея было выбрано в 1950-х годах, когда создавался Кутузовский проспект, задуманный как торжественная магистраль, ведущая к центру города с запада, посвященная славе российского оружия и названная в честь фельдмаршала М.И.Кутузова, победителя Наполеона. Здесь, у Поклонной горы была построена в 1960-х годах Панорама Бородинской битвы, была воссоздана знаменитая изба, в которой происходил военный совет в Филях, решивший судьбу войны 1812 года, установлен конный памятник фельдмаршалу М.И.Кутузову (автор академик АХ СССР Н.В.Томский). На развилке Большой Дорогомиловской и Кутузовского проспекта, у начала проспекта была возведена стела в окружении трех фигур – памятник Москве как городу – герою. На противоположном конце магистрали вблизи Поклонной горы на площади Победы была поставлена Триумфальная арка, построенная по проекту знаменитого московского архитектора О.И.Бове для встречи победителей после окончания наполеоновских войн. Разобранная в 1930-х годах и восстановленная реставраторами на новом месте, чтобы войти в ансамбль мемориальной магистрали Кутузовского проспекта, она стала как бы «шарниром», где соединяются сооружения, посвященные двум великим эпохам русской славы, - двум Отечественным войнам – 1812 и 1941-45 годов. К триумфальной арке обращена ось комплекса музея и главного монумента, возведенного в честь победы над фашизмом.

Главный монумент Победы Мемориала на Поклонной горе
Созданный З.К.Церетели Главный монумент Победы встает на высоту 141,8 метра, что имеет символическое значение, соответствуя 1418 дням войны. Каждые сутки великой битвы обозначает собой часть гигантского трехгранного обелиска – бронзового штыка. Его острие поднимается вверх, устремляясь к Победе. Грани монумента покрыты непрерывной тканью барельефов, посвященных долгой борьбе. Воплощенные в металле битва за битвой, от Бреста и Севастополя до Москвы и Сталинграда и, наконец, до Берлина поднимаются одна над другой в переплетении тел, оружия, огня, который встает из дыма пожаров и превращается во взлеты салюта. На острие монумента – крылатая богиня победы Ника, символ, возникший в античную эпоху, увековечивает торжество российского оружия. Фигура богини парит над ансамблем и протягивает вперед золотой венок.
Главный монумент стоит на круглом постаменте, расчерченном лестницами, ведущими к его основанию – двумя полукруглыми, пологими и центральной, торжественной, прямой. Над нею у подножия обелиска поднимается скульптура «Святой Георгий, убивающий дракона». Он символизирует здесь вечную радость справедливой победы, неизменную и живущую в истории. Фигура Святого Георгия, скачущего на вздыбленном коне, подчеркнуто классична, выдержана в стилистике, обращенной к античности. Торжество провозглашают другие скульпторы, входящие в ансамбль, созданный Зурабом Церетели. На углах огромного полукруга музея поднимаются конные фигуры трубящих Слав. Они также выдержаны в классицистической манере, и им также придана легкость, парение, ликующее звучание, передающее торжество Победы.

Храм во имя святого Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе
В России издревле возводили храмы в благодарность Богу, ниспославшему победу. После векового перерыва вновь произошло обращение к теме храма-благодарения за победу. По благословению Патриарха он был посвящен святому Великомученику Георгию Победоносцу – небесному покровителю Росси и Москвы. Проект был исполнен А.Т.Полянским при участии группы архитекторов из его мастерской во главе с В.Будаевым. Художественное оформление церкви создано З.К.Церетели. Здание храма на Поклонной горе одновременно традиционно и необычно. В нем легко узнаются черты, характерные для православной архитектуры – основной прямоугольный объем, завершенный полукруглыми арками, золотой купол на барабане, полукруглая апсида с востока, открытая звонница на западном фасаде. В то же время храм подчеркнуто современен, что проявляется в его необычайной легкости, невозможной в древние времена воздушности, больших плоскостях стекла, никогда невиданных в древнерусских постройках, особенной светозарности, наполненности светом интерьера. Художник избрал непривычный материал и технику – бронзовый барельеф. Но сохранил в полной мере традиционность образов, ставших каноническими в обиходе православного русского искусства.

Художественное оформление Музея Победы на Поклонной горе
Войдя внутрь музея, посетитель поднимается по монументальной центральной лестнице к залу Славы. Ступени рассекает надвое широкая, изогнутая бронзовая полоса, исполненная Церетели. Ее называют «Лентой Славы», поднимаясь вверх, она символизирует скорбный путь войны, воспоминание о павших воинах. В их память горят высокие бронзовые, как бы оставленные ушедшими свечи, освещая оружие и солдатские каски. Впереди по обе стороны тяжелых, мощных, торжественных, ведущих в зал Славы, бронзовых дверей с квадратными экспрессивными барельефами, также исполненными художником, во всю стену – многоцветные яркие витражи – «Салют» и «Цвет Победы».
Грандиозный круглый зал Славы строг по своим формам и колориту. Его стены покрыты мраморными панелями, на которых золотом написаны имена героев. Выше – поле белых барельефов в пышных картушах, внизу помещены исполненные Церетели изображения городов-героев: Москвы, Смоленска, Тулы, Одессы. Севастополя, Ленинграда, Сталинграда, Новороссийска, Мурманска, Бреста, Керчи. Еще выше в глубине купола художник поместил гигантский, тяжелый, монументально-торжественный венок из золоченой бронзы, а в центре его – изображение Ордена Победы, завершающее образ музея Великой Отечественной войны. В экспозиции музея представлены шесть диорам, посвященных крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны, созданных известными мастерами Студии военных художников им. М. Б. Грекова - «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.», «Битва под Сталинградом. Соединение фронтов», «Блокада Ленинграда», «Курская битва», «Форсирование Днепра», «Штурм Берлина».
В 1995-1997 годах на Поклонное горе была возведена Мемориальная мечеть в память о воинах-мусульманах, погибших в Великой Отечественной войне. В 1998 годы была открыта Мемориальная синагога в память о более чем шести миллионах евреев, уничтоженных во время Второй мировой войны и памятник «Храм Памяти евреев — жертв Холокоста».

Неотъемлемой частью ансамбля является ряд скульптурных композиций, созданных крупнейшими художниками, академиками Российской академии художеств и посвященных героизму защитников Отечества в годы войны, различные периоды современной истории России, памяти павших. Это композиция «Скорбь» работы Л.Е.Кербеля в зале Памяти Музея Победы, памятники «Защитникам земли Российской» авторства А.А.Бичукова, «Всем павшим» работы скульптора В. Знобы, композиция «Трагедия народа» работы З.К.Церетели, расположенные на территории парка. В последующие годы в комплекс Мемориала вошел ансамбль памятных стел в честь выдающихся заслуг десяти фронтов и трех флотов, участвовавших на завершающем этапе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, партизан, подпольщиков и тружеников тыла (2005, авторы-скульптор З.К.Церетели, архитектор М.М.Посохин, памятник воинам-интернационалистам (2004, скульптор С.А. Щербаков), памятник солдатам стран-участниц антигитлеровской коалиции (2005, скульпторы М.В.Переяславец, С.А.Щербаков), Памятный знак, посвященный городам воинской славы (2016, скульптор С.А.Щербаков).

Фото: Серги Шагулашвили
Текст раздела основан на материале вступительной статьи О.А.Швидковского и Д.О.Швидковского к альбому «Зураб Церетели». М., изд.«Галарт»,1996.






версия для печати