Е.Круглова. Статья о выставке «Алексей Жабский. Судьба на холсте»

 

Фото: И.Новиков-Двинский

Алексей Александрович Жабский – член Союза художников СССР, заслуженный художник Российской Федерации. Его работы – это живые и неопровержимые свидетельства его мастерства. Художник прошёл через голодное военное детство «на краю земли» – в будке у железной дороги в окружении сибирской природы, где, после гибели отца, мать самоотверженно одна вырастила шестерых детей. С 1950 года Алексей Жабский начал постигать творческое «ремесло»: сначала в Свердловске, а с 1965 года – в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, где стал учеником Дмитрия Мочальского – выдающегося живописца-«романтика» эпохи соцреализма.

На выставке в Академии художеств «Алексей Жабский. Судьба на холсте» представлены работы, отражающие творческий путь, по которому неотступно следовал мастер. Среди них можно увидеть эскизы к знаковым историческим композициям 1960-х годов (например, «По долинам и по взгорьям», 1965), пейзажи, портретные циклы, натюрморты, графические серии и этюды. Все произведения, как части мозаики, складываются в наиболее полную ретроспективу творчества А. Жабского и отражают многогранный талант художника, которому были подвластны и акварель, и карандаш, и темпера, и масло, и смешанная техника.

Уже в первом зале попадаешь под обаяние гармонии, деликатности и звучности колорита представленных работ. Зритель имеет возможность не только познакомиться с живописной техникой Жабского, но и увидеть мягкие, тонкие и вместе с тем пронзительные образы, воплощённые на его полотнах. От уютных пейзажей старой Москвы и Углича, через живописные портретные зарисовки жителей провинции и крупные планы простых женщин в ярких русских платках, заканчивая портретами детей с выразительными, живыми глазами – зритель может пройти весь путь постижения «русской души» под руководством художника. Автобиографичный цикл «Дети войны», трогает каждого, особенно благодаря эмоциональной памяти художника на детали обстановки, в которой он вырос. Работа «Один» 1988 года концептуально довершает ощущение единения с мыслями и судьбой художника, которые проходят яркой линией через всю экспозицию.

Второй зал точными акцентами дополняет картину творческого пути мастера и размышлений об окружающей жизни, представляя карандашные пейзажи и натюрморты–«обманки» – один из любимых жанров художника. Эти произведения обладают и многослойностью символического прочтения, дающей потенциал для серьёзного изучения его творчества в контексте истории искусства.

Выставка Алексея Жабского выявляет важную мысль: в эпоху информационных коммуникаций и визуальной перенасыщенности творчество мастера обретает важную функцию носителя академически-точного, изящного художественного языка, не переходящего грань гиперреализма и сохраняющего радость чувственного восприятия красоты материального мира вокруг нас.

Более ста работ, переданных в дар вдовой художника - Л.М.Жабской в год 85-летия со дня его рождения, бережно хранятся в фондах РОСИЗО. Сегодня есть возможность увидеть их в музейных условиях – в залах Академии художеств. Этот проект представляет неопровержимую значительность наследия Алексея Александровича Жабского и является удачным примером сотрудничества двух институций-хранительниц традиций русского искусства.

Е.С. Круглова






версия для печати