Морозовский особняк. История здания

 

Здание, в котором расположен Президиум и выставочные залы Российской академии художеств, хорошо известно в Москве как морозовский особняк. В его основе главный дом городской усадьбы ХVIII-ХIХ веков. В начале ХIХ века она принадлежала генералу А.А.Тучкову. Затем усадьбой владел граф С.П.Потемкин, жена которого, урожденная Е.П.Трубецкая, была посаженной матерью на свадьбе А.С.Пушкина, неоднократно бывавшего здесь.

Во владение семьи Морозовых усадьба перешла в конце века. В 1889 году ее купил потомственный почетный гражданин Москвы Д.А.Морозов. А с 1899 года она стала собственностью И.А.Морозова, крупного предпринимателя и коллекционера. Современный вид главный дом получил в 1871 году по проекту П.Кампиони и архитектора А.Каминского.

В 1904-1906 годах архитектор Л.Н.Кекушев частично перестроил особняк внутри, во вкусе нового владельца, пожелавшего разместить здесь свою коллекцию живописи. По имеющимся сведениям, в этой перестройке принимал участие известный бельгийский архитектор А. ван де Вельде. Вычурная лепнина, покрывавшая потолки и стены, была удалена. Простота и «музейная» строгость воцарились в отделке интерьеров. Дом превратился в образцовый по тем временам музей. Некоторые парадные помещения – освещенный верхним светом Белый зал, Дубовый зал (бывшая столовая Морозовых) сохранили до наших дней изысканную отделку и обстановку рубежа ХIХ-ХХ веков. Морозовская коллекция новейшего искусства была одним из уникальных европейских художественных собраний. В подборе работ ощущалось глубокое знание и понимание живописи, художественный вкус и чутье коллекционера. Особенно цельной была французская часть коллекции. Искусство импрессионизма и постимпрессионизма было представлено лучшими и наиболее характерными работами крупнейших художников.

Полотна кисти К.Моне, К.Писсаро, А.Сислея, О.Ренуара, П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, П.Пикассо располагались в залах второго этажа. Здесь же находилось единственное в Москве собрание новейшей французской скульптуры – работы О.Родена, А.Майоля, А.Бурделя. Парадную лестницу оформляли декоративные панно П.Боннара. Для Белого или концертного зала Морис Дени выполнил панно на тему «История Психеи».

Первый этаж был отдан произведениям русских живописцев. В отдельной комнате экспонировались рисунки и «Сирень» М.Врубеля. Целый зал был отведен работам И.Левитана, С.Виноградова, С.Жуковского, К.Юона, В.Васнецова. В коллекции хорошо было представлено творчество К.Коровина, А.Головина, К.Сомова, Н.Сапунова, Ф.Малявина, М.Ларионова, Н.Гончаровой.

Первая мировая война прервала пополнение морозовского собрания. В 1918 году коллекция была национализирована. В 1928 году произошло объединение щукинского и морозовского собраний в единый Государственный музей нового западного искусства на Пречистенке, 21. После закрытия музея его коллекция была передана Государственному Эрмитажу и Государственному Музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В 1948 году в усадьбе разместился Президиум Академии художеств и Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств.

При активном содействии президента Российской академии художеств З.К.Церетели в конце 1990-х годов была проведена полная реставрация главного здания. Восстановлен фасад, исторические интерьеры.

Обновленный Белый зал оформляют панно на тему «История Психеи» народного художника РФ Альбины Акритас. В торжественной анфиладе второго этажа, сменяя друг друга, проходят многочисленные выставки ведущих мастеров отечественного искусства – персональные, групповые, посвященные творчеству династий художников, международные, выставки молодых художников. Они отражают современный художественный процесс и основные тенденции развития отечественного и зарубежного изобразительного искусства.







версия для печати