Защита дипломов будущих сценографов и выставка работ выпускников ГИТИСа в Москве.

 

Другие выставочные залы


Процедура защиты дипломных проектов сценографического факультета ГИТИС состоялась 16 июня 2018 года не в традиционной рабочей обстановке институтских аудиторий, а в больших светлых выставочных залах Галереи «Здесь» на Таганской улице, 31/22. Выставка дипломных работ выпускников продлится здесь до 5 июля 2018 года.
В этом году защищался курс, которым руководит заведующий кафедрой сценографии, почетный член Российской академии художеств С.Ф.Морозов. Председателем Государственной аттестационной комиссии был академик РАХ С.Б.Бенедиктов. Среди руководителей дипломных проектов, кроме профессора С.Ф.Морозова, выступили В.Н.Архипов и В.В.Хархалуп.

Выставка порадовала разнообразием художественных почерков и широтой литературно-драматических и музыкально-драматических интересов молодых авторов.
Сложносочиненная, но гармоничная композиция из разновеликих серебристо- серых труб, придуманная Александрой Пастернак для оперы Р.Вагнера «Золото Рейна», ассоциируется сначала с мощным по звуку органом. Но легко представить, как эта декорация в процессе действия представляется скалистой горой с подземным царством нибелунгов, замком, волнами Рейна.
С тем же изыскам решено пространство пьесы А.Метерлинка «Слепые», в основу которого положена структура морского растения – полипа, ощущающего окружающую среду через касание.
Дипломники брались за решение фольклорных мотивов из древнеиндийского эпоса (Я.Мордашко), славянского (М.Феклина). Они использовали популярный ныне вариант переноса действия классических произведений в современную действительность (Ф.Шмелькин, оперу «Воццек» в военный городок ВДВ) или в другую страну (П.Ухлин, оперу «Паяцы» в цыганский табор в Ирландии).
Иногда молодым авторам не хватает остроты и индивидуального своеобразия в интерпретации той или иной темы; реже острота захлестывает, заставляя терять чувство меры во вред эстетическому восприятию, как это случилось с одной из работ талантливой и решительной З. Канчуриной.
Многие выпускники уже имеют большой постановочный опыт на сценах театров. Среди них – Василиса Кутузова. Один из ее дипломных проектов -изобретательная декорация «Джанни Скикки» Дж.Пуччини уже поставлен в Самарском театре, другой – в процессе реализации.
Молодые сценографы демонстрируют помимо высокого пластического уровня умение работать с современными техническими средствами. Речь идет не только об освоении компьютерных технологий, которые к счастью в подавляющем большинстве случаев поставлены на службу решения серьезных художественных задач, но и о более сложной технике.
В декорации Екатерины Агений к непростой современной пьесе А.Кристоф «Толстая тетрадь» по замыслу художницы действие происходит в четырех разных небольших помещениях, где зритель перемещается из одной комнаты в другую. А среди действующих лиц только три живых актера, а остальные – двигающиеся куклы, представляющие собой металлические конструкции на электротяге. Одна из таких кукол представлена на выставке в действии.
У этого же автора экспонируется вполне традиционный, но весьма выразительный макет к «Жанне д,Арк» Д.Верди, дополненный целой стеной компьютерных эскизных разработок световой партитуры спектакля, которая дает яркое представление о широком спектре театральных перемен на протяжении действия.
Очень хорошее впечатление произвели дипломные проекты Ирины Дерябиной. Единая установка к опере Д.Верди «Набукко» при полном повороте сценического круга создает убедительные образы Иерусалима, а затем Вавилона, исторически грамотные, дополненные живописно-скульптурными группами знаменитого хора пленников.
Декорацию пьесы В.Маяковского «Мистерия-буфф» художница «разместила» на платформе станции метро «Площадь революции», архитектура и скульптурное убранство которой закрашено белым цветом. Судя по макету, неожиданное, но впечатляющее решение.
Огромная серия эскизов декораций и костюмов к этим двум театральным проектам И.Дерябина выполнила в технике шелкографии. Дипломница осуществила эти работы на базе Творческой мастерской шелкографии Российской академии художеств, которой руководит академик Б.Бельский.

Отделение театрально- и кинодекорационного искусства РАХ






версия для печати