К 80-летию Сергея Александровича Алимова

 

25 апреля 2018 года исполняется восемьдесят лет Народному художнику РФ, академику Российской академии художеств, профессору Сергею Александровичу Алимову.

Выдающийся мастер анимационного кино, сценограф, известный книжный график С.А.Алимов окончил художественный факультет ВГИК в 1963 году.

Ворвавшись с молодым студенческим задором в отечественную мультипликацию начала шестидесятых годов, он талантливо и решительно отказался от существующих тогда иллюстративных мультипликационных штампов. Вместе с режиссером Ф.Хитруком ему удалось поднять художественный уровень рисованных фильмов на качественно новую ступень, отличающуюся раскованностью и остроумием пластического решения, метафоричностью, гротесковой остротой во взрослых лентах и добрым лукавством в детских.

«История одного преступления», «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Отелло – 67», «Человек в рамке» и более поздний «Премудрый пескарь» завоевавшие многочисленные международные премии, включая Венецианского «Бронзового Льва», стали классикой не только отечественной, но и мировой анимации.

По многочисленным выставкам широкую известность получили серии эскизов С.Алимова к неосуществленным анимационным фильмам «Нос» и «Портрет» на темы Н.Гоголя.

Не менее ценен вклад С.Алимова в книжную графику, где он стал автором иллюстраций к ста с лишним произведениям мировой классики - «Мертвые души», «Господа Головлевы», «История одного города», «Крошка Цахес», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Мастер и Маргарита», «Мэри Поппинс» и многие другие.

И в своих кинематографических фантазиях, и в книжных иллюстрациях он раскрывает философскую поэтику и своеобразие юмора Гоголя, гротесковую гиперболичность прозы Салтыкова-Щедрина, находит новые грани в творчестве Булгакова, Гофмана, Чехова.

Ирреальность соседствует у него с жестким реализмом, составляя единое жизненное пространство, он умеет находить особую гармонию в эстетике абсурда.

Иллюстрации художника к детским книгам отличаются умной занимательностью и тактичной назидательностью, рисунок легок и подвижен. Кинематографическая динамика разработки литературных сюжетов превращает книгу в веселую занимательную игру. Звери, птицы, насекомые, феи, гномы обладают «человеческой» достоверностью.

Всеобщее восхищение вызвала его последняя серия станковых иллюстраций к «Мертвым душам» Н.Гоголя, выполненным в технике шелкографии.

Будучи долгие годы главным художником Центрального театра кукол им. С.В.Образцова, С.Алимов осуществил на этой сцене немало прекрасных театрально-художественных постановок, начиная с неожиданно для кукольного театра глубокого воплощения пушкинской «Пиковой дамы» и кончая «Дон Кихотом», в котором светлый романтизм соединяется с мягкой доброй иронией. Эскизы к этому спектаклю превратились в самостоятельную графическую сюиту, украсившую многие, в том числе академические, выставки.

С.А.Алимов имеет большой опыт преподавательской работы. Он руководит творческой мастерской мультипликационного фильма на художественном факультете ВГИК (1967-73, с 1994 по сегодняшний день), воспитав несколько поколений специалистов отечественного анимационного кино. С 1974 по 1994 годы преподавал в Школе-студии МХАТ.

Многие годы Сергей Александрович опекает художников театра и кино, сначала в роли секретаря правления Союза художников СССР, а затем с 1995 по сегодняшний день - Союза художников России.

25 апреля, в день рождения художника, открывается выставка его произведений в Государственной детской библиотеке на Калужской площади (метро Октябрьская). В ее экспозицию войдут эскизы декораций к спектаклям ГЦТК им. С.В.Образцова «Дон Кихот», «Ночь перед Рождеством», «Вини-пух», «Братец кролик» и другим, а также замечательные иллюстрации к детским книгам.

На Международном художественном салоне «Снова вместе» в Центральном доме художника два зала экспозиции отведены произведениям С.Алимова. Представлены графические серии «Мертвые души» и «Мастер и Маргарита».


Отделение театрально- и кинодекорационного искусства







версия для печати