Выставка «Красный костюм. Искусство Марии Фёдоровой» в Ростове.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 8 марта - 20 мая 2018 года
Место проведения: Парадный зал Красной палаты Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль»
Презентация выставки состоится 26 апреля в 16.00. В программе участвует заслуженный артист России, лауреат Государственной премии Юрий Ильин.


«Мария Федорова стала одним из самых ярких художников по костюму. Она свято любит русский народный костюм, хранит и развивает традиции.
Работы Марии Федоровой, которые видит огромная аудитория, приносят радость созерцания людям»
Вячеслав Зайцев

«Глядя на сильные прежде всего цветом и динамикой эскизы костюмов Марии Федоровой для участников ансамбля «Русская песня» и для других антреприз, мы вспоминаем работы выдающихся наших художников-декораторов и сценографов начала ХХ века, работавших и для Императорских театров, и для «Дягилевских балетов». Эта преемственность состоит, в частности, в умелом сочетании традиций русского народного костюма, с одной стороны, и созданного силой воображения и чувством стиля костюма для действа театрального — с другой. Умение все это сплавить воедино и преподать в точном визуальном и колористическом образе — конечно, большое искусство… Жизнерадостные, яркие работы Марии Федоровой — свидетельство того, что эти славные традиции живы и в XXI столетии»
Андрей Толстой

В Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» впервые проходит выставка «Красный костюм. Искусство Марии Федоровой», на которой экспонируются графические, живописные серии работ и театрально-декорационное искусство заслуженного художника РФ, академика РАХ Марии Федоровой — всего около 40 работ, созданных в 1970–2010-е годы.
Идеей выставки стало представление в историческом пространстве Красной палаты Ростовского кремля произведений художника, основанных на творческом переосмыслении народного и древнерусского искусства и артефактов из музейного собрания. В декоративных сериях «Птицы Сирин», «Сказочные звери», «Города» — радость, удаль, счастье, поэзия и загадочность народных образов. В станковых произведениях и эскизах костюмов Марии Федоровой есть новаторство и академические традиции — обновленные, впитавшие художественные течения авангарда, высокий профессионализм художника-станковиста, представителя московской школы живописи. Мария выросла в семье выдающихся живописцев и графиков Владислава Федорова и Тамары Осиповой, окруженная произведениями искусства. Артистизм, летящая линия у нее от матери; сложный, насыщенный цвет — от отца. У Федоровой великолепное художественное образование: уроки искусства ХХ века она получила из «первых рук» от Веры Фаворской, ученицы Константина Коровина, Роберта Фалька, Александра Куприна, Абрама Архипова, осваивала основы композиции, живописи и рисунка на факультете прикладного искусства в Московском текстильном институте, где преподавание продолжало традиции легендарного ВХУТЕМАСа. Некоторые работы из представленных на выставке серий принадлежат Государственной Третьяковской галерее, Московскому музею современного искусства, Государственному центральному театральному музею имени А. А. Бахрушина и другим музеям. Они выполнены в авторской технике гуашью с включением текстильной и бумажной аппликации.
Как художник по костюму Федорова умеет создать образ, отталкиваясь от первоисточника: древнерусской архитектуры («Золотая Москва» и «Стены древнего Кремля» (1983), росписи храмов и иконописи («Красный распев» (2006), «Свет» и «Праздник» (2000), набойки ивановских ситцев и лаковой миниатюры (эскизы костюмов «Силуэты» (1975). Среди коллекций широко известных костюмов, созданных ею для Надежды Бабкиной и ансамбля «Русская песня» за 35 лет работы — «Игрушки» по мотивам дымковской игрушки, «Красный распев» по мотивам росписи храмов, «Скороговорки» и «Народные–ХХI век» — как квинтэссенция простоты, лаконичности и актуальности народного искусства. Причем автор не цитирует источники: произведения Марии Федоровой не воспроизводят традиционные формы, не продлевают жизнь ушедшей эстетике, они создают атмосферу, эмоциональное ощущение театрального действия. В ее работах есть «русский дух» — ощущение силы и красоты.
Профессию художника-модельера Мария Федорова получила в легендарном Общесоюзном Доме моделей одежды на Кузнецком мосту — центре моды СССР, где создавали актуальную высокую моду, «от кутюр». Федорова была приглашена в ОДМО в 1974 году Вячеславом Зайцевым, руководителем ее дипломного проекта. На выставке представлен выполненный в Доме моделей костюм «Лен» с декором по мотивам деревянной резьбы прялок, пряничных досок, наличников.
С середины 1970-х годов Мария Федорова работала как художник по костюмам и создавала коллекции сценических костюмов для самых известных в то время ансамблей песни и танца: Государственного ансамбля танца России, Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», ансамбля «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной. Уникальное сочетание опыта и знаний, полученных в ее семье живописцев, текстильном институте, Общесоюзном Доме моделей одежды сплавились воедино, и это позволило художнику создать новаторский концептуальный костюм для ансамблей, антреприз, театра. В то время на советской сцене народный костюм превратился в штамп, ничего не имевший общего с подлинным богатством народной традиции. Глубокое понимание изобразительного искусства и профессионализм художника-модельера позволило Федоровой создать абсолютно новое прочтение народного костюма.
В залах демонстрируются видео материалы о творчестве художника, подготовлена культурно-просветительская программа.

Куратор выставки, кандидат искусствоведения Ирина Зубец.






версия для печати