Выставка «Наследники традиций. Пленэр в Лицее» к 75-летию МАХЛ РАХ.

 

Другие выставочные залы


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Московского Академического Художественного лицея Российской Академии Художеств (Москва, Крымский Вал, дом 8, корп.2)
Выставка открыта по будням с 6 по 26 мая 2014 года с 11.00 -17.30

В 2014 году отмечает 75 - летие Московский академический художественный лицей Российской академии художеств -уникальное художественно-образовательное учреждение. Он был создан в 1939 году и первоначально назывался Московской средней художественной школой (МСХШ). В числе ее основателей - выдающиеся деятели русской культуры и искусства: художники И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Д. С. Моор, С. В. Герасимов, К. Ф. Юон. Над школой шефствовали народные артисты В. В. Барсова, В. И. Качалов, И. М. Москвин; Герои Советского Союза летчики М. М. Громов, А. Б. Юмашев; исследователи Арктики Э. Т. Кренкель, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров. Школа стала правопреемницей и продолжательницей традиций академического художественного образования, сохранила лучшие педагогические принципы – высокий профессионализм и ответственное отношение к званию художника. Среди выпускников легендарной МСХШ – целая плеяда блистательных мастеров российского изобразительного искусств, произведения которых вошли в золотой фонд отечественной культуры - Г. Коржев, В. Иванов, П. Никонов, , А. Осипов, П. Оссовский, О. Савостюк, В. Сидоров, И. Сорокин, А. Тутунов, В. Стожаров, Н. Андронов, А. Ткачев, А. Шмаринов, , Н. Нестерова, Т. Назаренко, С. Андрияка, М. Кугач, С. Алимов, М. Аввакумов, Е. Максимов, В. Бубнов, А. Марц, Ю. Чернов, А. Балашов, В. Нестеренко, Н. Соломин, И. Старженецкая, Н. Воронков, А. Суховецкий, С. Присекин, Л. Шепелев и многие другие.
В 1951 году МСХШ перешла в ведение Академии художеств СССР. В 1992 году была преобразована в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств. В мире не существует аналогов подобной школы, кроме Санкт-Петербургского академического художественного лицея им. Б. В. Иогансона, с педагогами которого постоянно проходит обмен опытом, организуются совместные выставки. В московском лицее с 5 по 11 класс на отделениях живописи, скульптуры, архитектуры наряду с обязательным средним получают художественное образование одаренные дети из разных регионов России, ближнего зарубежья . Лицей является первой ступенью трехуровневого академического художественного образования, которое признано особо ценным объектом российской культуры. Большая часть выпускников лицея становится студентами Московского государственного академического института им. В. И. Сурикова, а также других престижных высших учебных заведений – МГХПУ им. С. Г. Строганова, ВГИКа, МАРХИ, Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества и др. За 75 лет деятельности лицея накоплен богатейший опыт воспитания молодых художников.
Юбилейной программой предусмотрен ряд мероприятий, которые пройдут в г.Москве. Они начнутся в середине мая и продолжатся осенью, в новом учебном году.

С 6 по 26 мая 2014 года в залах Музейно-выставочного комплекса МАХЛ РАХ будет работать экспозиция «Наследники традиций. Пленэр в Лицее», продолжающая цикл выставок, посвященных 75-летнему юбилею школы. Ее торжественное открытие состоится 15 мая 2014 г. в 16.30. На выставке будут представлены пленэрные работы учащихся из фонда музея. хронологически охватывающие почти весь период существования лицея. Самые ранние из них датированы 1940-ми годами. Всего в экспозиции представлено около 300 работ. Большинство из них экспонируются впервые.
Пленэр – важнейшая составляющая учебного процесса. В лицее, а прежде в МСХШ, «пленэры» открывали и завершали учебный год. Каждое лето ребята выезжали в разные уголки России: Вильнюс, Санкт-Петербург, Карелию, Вологду, Соловки, Кириллов, Мурманск, Суздаль, Переславль-Залесский, Крым и т. д. Сейчас география поездок существенно расширилась. Лицеисты посещают страны дальнего зарубежья, такие, как Израиль, Италия, Шотландия и другие. Учащиеся младших классов обычно проходят практику в Москве: в Коломенском, Царицыно и других живописных уголках города. Практика проходит под руководством опытных педагогов-художников.
Большая часть экспозиции – это выполненные в технике графики и масляной живописи пейзажи средней полосы России, архитектурные ансамбли монастырей и церквей. Именно они несут основную эмоциональную нагрузку всей выставки. Среди них – этюды В. Татаринов, Н.Воронкова, Д. Чепика, С.Присекина, Т.Юшмановой,,Р. Кузьмина Р, М. Арадушкиной, Е.Валеевой Смольяниновой и др.
Два больших зала отведены работам выпускников 40-х годов. Эта часть экспозиции отличается необыкновенным лиризмом, утонченностью исполнения и вдумчивым отношением к натуре.
В экспозиции представлены выполненные во время многочисленных практик в городе Суздале работы учеников Л.С. Томашевской - старейшего педагога Лицея.
В своих работах лицеисты демонстрируют умелое владение техникой, внимательное и трепетное отношение к красоте русской природы. Задания для младших классов, на первый взгляд, весьма несложные: это выполненные акварелью растения, наброски людей. Но и в них уже ощущается стремление к постижению формы, пространства, композиционному мышлению.
Интересны задания «на состояние». Они очень важны с точки зрения воспитания наблюдательности и умения правильно передать увиденное состояние природы . В этом смысле показательны работы М. Алексеева из цикла «село Воскресенское» (вып. 1946г). Харитоновой Е. «Этюды на пленэре» (вып. 2004г.). Хорошую школу рисунка демонстрируют юные художники в графических пейзажных этюдах..разных лет:А. Суханов (вып. 1944г.), Р.Тафтул (вып. 1948г.), О.Васильев (вып. 1952г.),Н. Щеглов (вып. 1954г.), Т. Горелова (вып. 1968г.),Т. Скородумова (вып. 1947г.), Ф.Елизаров (вып. 1998г.). Нетрадиционно подходят к изображаемой натуре некоторые старшеклассники, экспериментируя с разными техниками М.Сафронова, А Горяева (вып. 1997г.), Гошко А. (вып. 1999г.).
В одном из залов выставлены пленэрные работы учащихся последних двух лет, которые получили высокую оценку на осеннем конкурсе 2013 г. и в скором времени пополнят в музейный фонд.
Проявление уже на «школьном» этапе индивидуального почерка юных художников свидетельствует об их высоком творческом потенциале. И радует то, что заданный некогда первыми выпускниками МСХШ уровень профессионального мастерства, по-прежнему, очень высок. Значит, «школа» живет, а Россия не скудеет талантами.

Управление информации РАХ
На основе пресс-релиза






версия для печати