Выставка произведений Наталии Богдановой «Живая глина» в РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 18 мая - 5 июня 2011 года 

Место проведения: Выставочные залы РАХ (Москва, Пречистенка 21) 

Юбилейная выставка народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Наталии Богдановой приурочена к 80-летию мастера, чей вклад в формирование декоративно-прикладного искусства современной России трудно переоценить. В 1960-е годы Наталия Николаевна Богданова (род. 1931) наряду с А.Г.Пологовой, Н.И.Жилинской, И.Ф.Блюмель стояла у истоков новаторского направления в отечественной керамике – декоративной керамической пластики свободных форм. Эта поистине уникальная авторская керамика привнесла в российское прикладное искусство новаторское отношение к возможностям традиционных материалов, вызвала всплеск творческих поисков и находок. Сразу по окончании Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова (1958), где на скульптурном отделении ее учителями были крупнейшие советские скульпторы М.Манизер, Н.Томский, Д.Шварц, А.Древин, Наталия Богданова избрала для себя керамику. К этому искусству ее с детства приобщила мать – замечательный керамист Эсфирь Михайловна Гинстлинг, служившая для дочери самым строгим судьей. «Во мне всегда жив творческий опыт моей матери, которая училась у таких людей, как В.Фаворский, В.Татлин, П.Кузнецов», - с гордостью говорит художница. Уже в первых самостоятельных работах Н.Богдановой, появившихся на выставках еще в ее студенческие годы, в начале 1950-х, было заметно стремление к свободе пластического языка. Персональная ретроспектива в залах Российской академии художеств охватывает более полувека интенсивной творческой деятельности известного мастера, для которого характерно умение чутко улавливать художественные веяния своей эпохи, активно их развивать и перерабатывать в сугубо личные, остро эмоциональные высказывания, порой – с философским подтекстом. Произведения Н.Богдановой хорошо иллюстрируют разнообразие творческих вариантов, которые дает древнейшая техника - глина, закаленная в огне: это и бытовые вещи, и предметы декора, и анималистическая скульптура. «Мой материал – драгоценный, всемогущий, всеохватный. Нужно только знать, чего ты хочешь», - замечает мастер, в чей круг интересов входят станковая и декоративная скульптура, интерьерная пластика, утилитарные посудные и декоративные формы. Однако над чем бы ни работала художница, с помощью всей палитры этих форм и красок она всегда стремится выразить свое отношение к окружающей действительности. Нередко оно окрашено юмором, иронией, стремлением внести в мир серьезных понятий и тяжеловесных вещей легкое, живое и изящное игровое начало. Нередко творения Н.Богдановой, по складу артистической натуры - монументалиста, составляют условно-метафорические ансамбли. В них образ, изначально идущий от реальной действительности, органично перерастает в символ, а с обыденными предметами происходят неожиданные метаморфозы. Таковы серии «Голубой вечер», «Ажур», «Каштановая аллея», отмечающие зарождение нового направления в творчестве мастера, которое стало определяющим в 1990-е годы. Исследуя органические формы, не забывая о своих излюбленных анималистических и литературных сюжетах, Богданова стремится через абстрактную форму выразить идеи, всегда ее волновавшие: идею музыки, идею полета, идею воды. «Ведь эти три стихии присутствуют внутри меня. Мое отношение к полету, к воде, к музыке. Без этих трех стихий я не смогла бы существовать как человек и как художник», - считает Наталия Николаевна. Для индивидуального почерка художницы характерны архитектоничность, тяга к крупному масштабу, обобщенному объему, исполненному внутреннего напряжения. Подобно скульпторам классических эпох, Н.Богданова предпочитает в керамике монохромность, чаще всего обращаясь к белому цвету, всего лишь легкими штрихами цветных солей и золота акцентируя детали. Вместе с тем иногда мастер окрашивает свои предметы и композиции в интенсивные, хотя и благородно-сдержанно звучащие цвета: «Небесный маятник остановился», «Tinto Retto (Красные вазы)», «Зеленый Восток». Монументальный пластический язык позволяет наделять непривычным смыслом традиционные предметы: так, в композиции «Москва. Звонят колокола» обычная форма чайника напоминает древнерусский белокаменный храм, в работе «Оазис» в сосуд превращена фигура верблюда, чьи горбы служат отверстиями. В композиции «Белый ветер» вазы словно перерастают в колонны и фонтаны. Метафорическое мышление автора заставляет увидеть в сочетании вертикалей и круглящихся форм утилитарных сосудов изображение духовых инструментов, рождает ассоциации с гармонией басовых и высоких звуков. В композиции «Хорал. Посвящение Георгию Свиридову» музыкальный ритм воспроизводится сложным пластическим ритмом рельефов и объемов. Совмещение округлых и отчасти полых форм, окрашенных в черное и белое, с натянутыми поверх них «струнами», словно воссоздает в серии «Звуки музыки» слитное звучание разных инструментов оркестра. Н.Богданова всегда стремилась сохранить и творчески развить лучшие традиции российских народных промыслов. С самых ранних керамических работах сквозь десятилетия прошло увлечение старинной пластикой Гжели, которое прослеживается в декоративной группе «Зеленый вечер в Коломенском», в сериях «Чечевица» и «Спасибо кувшину – разогнал кручину». В 1978 году для холла гостиницы «Россия» был создан рельеф «Русская керамика». Среди исполненных в разные годы произведений – идущие от национальной «линии» в фаянсе вазы, чайники, чашки, блюда, сервизы и подсвечники. Поражают разнообразие их форм, нестандартные образные решения, как в серии «Хвала», однако полет авторской фантазии сочетается с неизменной заботой о функциональном удобстве предмета. Важное место в творчестве мастера занимает созданная на протяжении десятилетий серия камерных скульптурных портретов, среди которых многочисленные бюсты и фигурки близких - матери и сына. «Мама задумалась», «Портрет матери», «Рождение чайника», «Новое блюдо (Э.М.Гинстлинг)» - этот цикл автор шутливо называет «мамианой». В подобных портретах и станковых композициях Н.Н.Богданова выступает как скульптор классической школы, склонный как к лиризму, так и к мягкому юмору («Ручной зверь (Портрет сына)», «Студенты», «Портрет Марии», «Начало пути»). А в конце 1960-х она исполнила в керамике и металле два декоративных рельефа для фойе театра «Современник» - «Обыкновенная история» и «Трилогия о революции». В это же время возникло множество портретных зарисовок актеров театра, отмеченных тенденцией к созданию шаржа. Позднее некоторые из этих работ были воплощены в гипсе и бронзе – таковы изображения Галины Волчек и Олега Ефремова. По мотивам спектаклей театра исполнена и серия декоративных керамических плиток-сувениров. Многочисленные работы Богдановой-анималиста передают устремленность ввысь (композиции «Большой ветер», «Взлетающие птицы»), торжественность («Львы сторожат город»), идею вечного круговорота жизни («Тревога», «Караван», «На берегу»), неукротимое стремление к свободе («Гуси-лебеди», «У моря. Чайки на берегу»). Однако и в этом жанре художнице не изменяют присущие ей острая наблюдательность, склонность к иронии и гротеску, особенно заметные в работах «Коварство и любовь», «Утро павлина». Сегодня Н.Н.Богданова – обладательница золотой и серебряной медалей Российской академии художеств, памятных медалей В.И.Сурикова и А.С.Пушкина. Также она награждена орденом Почета, а кроме того, является единственной в России женщиной – кавалером казачьего ордена «За любовь и верность Отечеству». Человек широкого размаха, мощного темперамента и необычайной энергии, она ярко проявила себя на общественном поприще, с 1994 по 2009 годы возглавляя секцию декоративно-прикладного искусства Союза художников России. Произведения Наталии Богдановой входят в коллекции Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», ряда других российских и зарубежных музеев, а также в частные коллекции России и стран СНГ. Значимое место в творческом багаже мастера занимает крупномасштабная садово-парковая скульптура, по преимуществу на тему анималистики, установленная во многих парках страны. В экспозицию включено около 100 произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания автора. Среди них композиции из серии «Театр «Современник», циклы «Троица» и «Тысячелетие (К 1000-летию Крещения Руси)», декоративные серии «Звуки музыки», «Волна», «Архитектура лука», станковые работы «Материнство», «Портрет сына», «Мама», натюрморт «Мастерская» и многие другие.

Управление информации РАХ






версия для печати