«ДИАЛОГ. Павел Никонов и молодые художники»

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)




Выставка является безусловным событием в художественной жизни Москвы и представляет интерес, как для специалистов, так и для широкого круга любителей искусства. Впервые в едином пространстве академических залов представлена живая история легендарной мастерской выдающегося мастера второй половины ХХ века Павла Никонова в МГАХИ им. В.И.Сурикова. Павел Федорович Никонов – народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, член Президиума РАХ, известнейший живописец, график, один из основоположников «сурового стиля». Именно «Геологи» П.Никонова, вызвавшие недовольство официальной власти на эпохальной выставке 30-летия МОСХа, стали самым знаменитым полотном 1960-х и вошли в историю как олицетворение новых тенденций в искусстве. Выставка приурочена к 80-летию П.Никонова, но поскольку творчество и педагогика для мастера взаимосвязаны, то его собственные произведения скромно заняли лишь два зала, предоставив возможность молодому поколению показать себя в академических стенах. Концепцией данной экспозиции стало общение, доверительный разговор на тему искусства и жизни, где каждый из участников способен высказываться вполне самостоятельно. Мастерская станковой живописи, Павла Никонова в Суриковском институте имела свой неповторимый характер и особую историю. Первым руководителем мастерской был выдающийся представитель сурового стиля Николай Иванович Андронов. Набор студентов в эту мастерскую отличался тем, что велся сразу с 1 курса. После ухода из жизни Н.Андронова в 1998 году П.Никонов принял на себя руководство мастерской. За годы преподавания ему удалось сохранить особую атмосферу, сложившуюся в студии, значительную долю свободомыслия и вместе сформировать совершенно индивидуальное пространство взаимного органичного сосуществования и творческого диалога между мастером и учеником. Наряду с произведениями самого академика на выставке представлены работы выпускников разных лет, сегодня самостоятельных живописцев, членов Московского союза художников, и студентов. Среди них те, кто начинал обучение еще в мастерской Н.И.Андронова, учился у П.Ф.Никонова, завершил или завершает учебный цикл у академика Альбины Георгиевны Акритас, пришедшей к руководству мастерской после ухода Никонова из института в 2006 году. Все эти годы в мастерской также ведет преподавание бессменный педагог, доцент Юрий Алексеевич Шишков. Выставка предоставляет уникальную возможность узнать о творческом методе известного мастера и его коллег, оценить результаты их педагогической деятельности, отраженные в ярких необычных, подчас парадоксальных работах лучших выпускников мастерской – Максима и Александра Глуховых, Виктора Звягинцева, Татьяны Малюковой, Федора Усачева, Эдуарда Русенко, Павла Отдельнова, Егора Плотникова, Евгении Буравлевой, Максима Смиренномудренского, Ольги Гуревич, Павла Боркунова, Натальи Ситниковой, Дмитрия Грачева, Евгении Косушкиной, Николая Смирнова, Ирины Филатовой и других.



Для Никонова-педагога первостепенно не только поделиться с учениками своим опытом поиска живописно-пластических решений, но и научить обретению собственных эстетических идеалов, связанных с неисчерпаемым богатством отечественной культуры и академической традиции. В результате, вопреки опасению, преодолеют ли ученики влияние яркой индивидуальности своего педагога, каждый из них сумел найти свой путь в искусстве. Примечательно, что художники, прошедшие школу Никонова представляют собой определенное творческое сообщество. Характерные черты его участников – это уверенность в построении композиции, свободный выход на большой формат, эмоциональность колорита, стремление к передаче тончайших нюансов настроения и энергии образа с помощью цветового и тонального решения. Я бы назвала их «романтиками цвета». Интересно проследить внутреннее движение, происходившее в стенах мастерской на протяжении разных этапов ее существования, эволюцию от приглушенной цветовой брутальности школы Андронова до эмоциональной нюансировки колористического решения, свойственной искусству Никонова, соединения формы и цвета, с целью создания энергетической основы для передачи главного образного содержания. Цветофилософия, стремление к выразительности, смысловой наполненности колорита определяют принадлежность искусства выпускников мастерской к московскому живописному направлению, ставшему органичной частью современной академической традиции. Есть и еще одна важнейшая особенность, характерная для Суриковской школы в целом, и данной мастерской в частности – стремление опираться на исконные традиции, как духовно-мировоззренческие, так и изобразительные. В своей педагогической деятельности П.Никонов стремился к синтезу станковой картины и монументального панно, уделяя особое внимание практике копирования росписей. Как результат, умение выпускников с легкостью решать сложные композиционные задачи с выходом на крупноформатные полотна, обращение к архитектурным образам. Сильнейшим впечатлением и откровением для учеников стали поездки в Ферапонтов монастырь, где молодым художникам открылись не только цветовое богатство фресок Дионисия, но особая безграничность пространства, ясность и чистота северной природы. Педагогу удалось передать молодым художникам свою любовь к Русскому Северу, который традиционно считается краем, где сохранились исконные основы русской культуры, где обитает дух национального характера – сильного, независимого, великодушного. Для Павла Никонова, как и для его предшественника по руководству мастерской, важным в работе со студентами являлось не просто обучение, а своего рода посвящение молодого художника в отношение с искусством, в котором материал, техника – средства одушевления зримого живописного или графического образа. Умение владеть той или иной техникой изобразительного искусства означало для него проникновение в тайну мастерства, отсюда и заостренное внимание к моменту творчества, процессу создания, как таинственному рождению. Примечательно, что при общности подхода и очевидной принадлежности одной школе, образные трактовки в работах молодых художников не дублируют друг друга. Напротив, индивидуальность каждого, самобытность личностных представлений и интересов, выражается в них особенно ярко. В основе большинства представленных работ – совершенно современные темы, не оставляющие сомнения в том, что их авторы – молодые, увлеченные происходящим вокруг люди. Творческое и человеческое неравнодушие, во многом связанное с позицией учителя, характеризует поиски живописцев. Знакомство с развернутой экспозицией демонстрирует ярко выраженную способность видеть в самых, казалось бы, прозаичных вещах объект достойный искусства, и пластические решения, найденные художниками, доказывают, что современный мир сложен, прекрасен и драматичен одновременно. Примечательно, что представленные работы характеризуются построением максимально емкого образа-знака, каждый из которых является ключом к философскому содержанию. Отправной точкой неизменно служит натура, реальность, которая в представлении художника и на холсте переплавляется в пластически-выразительную структуру. Не случайно, в рамках выставки демонстрируется большой творческий проект двух живописцев и графиков – Егора Плотникова и Павла Отдельнова, реализованный в результате поездки на металлургические комбинаты Западной Сибири. В создании ряда больших живописных холстов и литографий нашел воплощение замысел художников, связавший в единую нить опыт академического искусства советских лет и совершенно современный взгляд на прошлое. Деятельность в МГАХИ им. В.И.Сурикова мастерской станковой живописи под руководством П.Ф.Никонова и представленный на выставке творческий опыт молодых художников является яркой иллюстрацией того, как разнообразна современная академическая традиция, как многолика при сохранении главных фундаментальных основ московская живописная школа. Мария Вяжевич член-корреспондент РАХ кандидат искусствоведения







Выставка открыта по 16 января 2011 года.

Режим работы выставочных залов
СМИ о событии: Диалог Павла Никонова 22.12.1011:20 Культура видео


Возврат к списку

версия для печати