ПРОФЕССОР МИХАИЛ МАТЮШИН И ЕГО УЧЕНИКИ 1922-1926 ГОДОВ

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


5 марта 2008 года в 15.00 в залах Научно-исследовательского музея Академии художеств открывается выставка «Профессор Михаил Матюшин и его ученики 1922-1926 годов». Устойчивый интерес к русскому и советскому авангардному искусству начала ХХ века продолжает постоянно расти как в России, так и за рубежом. К середине 1910-х годов в художественном авангарде выявились кубофутуризм, захвативший почти всех художников, лучизм Михаила Ларионова, супрематизм Казимира
Малевича, материальная культура Владимира Татлина, аналитическое искусство Павла Филонова. В движении русского авангарда есть еще направление, которое квалифицируют как «органическое». Основателями этого направления были поэт и художник Елена Гуро и музыкант, композитор, художник, теоретик и исследователь Михаил Матюшин. Имя Матюшина связано, прежде всего, с мыслью о необходимости всестороннего развития воспринимающих способностей человека, которое он обобщил понятием органическая культура (зрение, осязание, слух, мысль). Матюшин стремился создать на плоскости картины новое восприятие природы «как текущей массы сцепленных частиц, постоянно меняющей свой объем, цвет, рост, вес и форму». Он считал, что все существует только во взаимной связи и движении. Из центральной установки Матюшина, обозначенный художественным девизом «Зор – Вед» (Зрение и Ведание) следует новое восприятие трехмерного пространства (т.н. широкое смотрение) и новое восприятие цвета (взаимодействие цвета с цветом, цвета и формы, цвета и звука, цвета и угла смотрения, цвета и скорости движения и т.д.). Органическое направление в авангарде было представлено на крупных выставках в германии, Греции. Испании, Финляндии, России (Москва, Петербург, Киров, Петрозаводск). Педагогическую деятельность в Академии Матюшин начал в 58 лет, когда уже был известным в искусстве человеком и заслуженно считался одной из ключевых фигур русского авангарда 1910-1920-х годов. В Академии он преподавал с 1918 по 1926 год. Главная цель предлагаемого художественного проекта – раскрыть содержание педагогической системы Матюшина, показать его как педагога Академии художеств, проследить, как в педагогическом процессе отразились его идеи и взгляды на искусство, как они проявись в творчестве учеников, обучавшихся в Мастерской пространственного реализма в 1922-1926 годах. Матюшин-педагог считал, что студент должен понять и освоить то главное, что лежит в основе творчества художников самых разных направлений – от академизма до левых течений. Был противником узкой направленности. Только на основе широких знаний студент должен осознанно выбирать пути решения стоящих перед ним задач. Матюшин первым в Академии художеств начал преподавать курс «Цветоведение». Все произведения, представленные на выставке, созданы в период с 1922 по 1932 год. Среди них обращают на себя внимание учебные постановки с натурщиками. С их помощью можно «увидеть» педагогическую систему Матюшина глазами учеников. Многие работы и учебные постановки показаны впервые. Художественный проект, приуроченный к 250-летию Академии художеств России активно поддержали ЗАО «Институт «Стройпроект», ОАО «Мостоотряд-19» и ЗАО «Институт Гипростроймост», которые в 2007 году осуществили реконструкцию моста Лейтенанта Шмидта (Благовещенского). К открытию выставки вышел из печати художественный альбом-каталог. На церемонии открытия выставки будет звучать музыка М. Матюшина.

Биографическая справка
Матюшин Михаил Васильевич Живописец, график, композитор, писатель и художественный критик. Родился в 1861 году в Нижнем Новгороде. В 1874 году переезжает в Москву и поступает в Консерваторию по классу скрипки. В 1881 году в результате конкурса становится первой скрипкой в Придворном оркестре в Петербурге. В 1894-1898 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у М. Добужинского и Л. Баста, в 1903-1905 – в студии Я. Ционглинского (где познакомится со своей будущей женой Е. Гуро); в 1906-1908 гг. – в студии Е. Званцевой. В 1908-1910 гг. сблизился с поэтами и художниками-футуристами Д. и В. Бурлюками, В. Каменским, В. Хлебниковым, бывал у В. Иванова, А. Ремизова, Ф. Сологуба и др. один из организаторов петербургского общества художников «Союз молодежи» (1910-1914 гг.). В 1913 году написал оперу «Победа над солнцем» (пролог В. Хлебникова, либретто А. Крученых, костюмы и декорации К. Малевича). Создал музыкальные композиции «Дон-Кихот», «Осенний сон». С 1914 года выступал как писатель, художественный критик и публицист. Издал книгу А. Глеза и Ж. Метценже «О кубизме». Преподавал в Петроградских государственных свободных художественных мастерских – Высшем художественно-техническом институте (1918-1926 гг.), возглавлял Мастерскую пространственного реализма, затем Отдел органической культуры (1923-1926 гг.) в Институте художественной культуры. Изучал взаимодействие цвета и звука. Издал макет «Букваря по цвету» (1926 г.), автор «Справочника по цвету» (1932 г.). написал ряд статей: «Опыт художника новой меры» (1926 г.), «Опыт нового ощущения пространства» (1928 г.), «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний» и др. Умер в 1934 г. в Ленинграде. Руководитель проекта, искусствовед, кандидат технических наук, доцент Н.С. Несмелов


Возврат к списку

версия для печати