Выставка «100 лет русской графики» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 30.10.2007 - 20.01.2008

Выставка «100 лет русской графики» представляет рисунок и акварель второй половины ХlХ – первой половины ХХ века из собрания Вологодской областной картинной галереи.
Это вторая выставка, организованная Российской академией художеств совместно с Департаментом культуры Вологодской области и Вологодской областной картинной галереей. Первая - «200 лет русского искусства» состоялась в прошлом году и имела большой успех у московского зрителя.
В экспозицию вошло свыше 270 графических произведений. Первая половина ХIХ столетия представлена лишь отдельными яркими именами и памятниками. Несомненный интерес вызовет акварельный этюд Г.Гагарина, выполненный предположительно в период его путешествия с К.Брюлловым по странам Востока и Индии в 1830-х годах. Обращают на себя внимание и рисунки провинциальных художников-любителей, вологодских помещиков П.Боборыкина и А.Брянчанинова.
Среди произведений второй половины ХIХ века – ранний рисунок П.Чистякова «Старик с табакеркой», работы пенсионерского периода М.Клодта, в которых отражен живой интерес автора к окружающей действительности. Тщательностью исполнения поражают акварели «долгожителя» Италии А.Риццони. Акварели П.Соколова, чуткого наблюдателя натуры, заядлого охотника и анималиста, отличающиеся свободным, артистичным владением этой техникой. К популярному виду композиций литературного характера, выполненных в технике рисунка сепией, можно отнести иллюстрации К.Флавицкого к ранней поэме М.Лермонтова «Измаил-бей».
В коллекции галереи широко представлена графика мастеров Товарищества передвижных художественных выставок. Современники и исследователи искусства называли В.Маковского мастером «повествовательного рисунка». И.Шишкин, один из родоначальников отечественного реалистического пейзажа, представлен натурными этюдами и большеформатной работой «Охотничий домик императора Александра III в Спале», на основе которого было создано живописное полотно, где он изобразил место любимой императорской охоты в Беловежской пуще. К исторической тематике обращена постановочная акварельная композиция К.Лебедева «Освоение русскими новых земель».
К последнему десятилетию ХIХ века относятся рисунки выдающихся представителей русской культуры М.Врубеля и В.Серова. Руке первого принадлежит вариант иллюстраций к знаменитой поэме М.Лермонтова «Демон». Серов представлен виртуозной натурной зарисовкой, запечатлевшей мчащегося на коне казака.
Собрание Вологодской областной картинной галереи может гордиться качественной подборкой работ мастеров, входивших в общество художников «Мир искусства». Среди них – первоклассные работы художников А.Бенуа, М.Добужинского, З.Серебряковой, А.Остроумовой-Лебедевой, Е.Лансере, Б.Кустодиева, К.Богаевского. Как талантливый иллюстратор представлен К.Петров-Водкин.
Появление в вологодской коллекции ярких работ художников первой трети ХХ столетия связано с активной выставочной и собирательской деятельностью сотрудников галереи в последние десятилетия прошлого века. Ярким примером стилистики русского авангарда, получившего тогда широкое распространение, может служить великолепная работа В.Ходасевич для театра «народной комедии» в Петрограде.
Рисунки Г.Верейского, Н.Купреянова, В.Воинова, В.Замирайло этого же периода достаточно цельно представляют творческие устремления мастеров, отстаивающих традиции классического искусства.
В 1920-е годы складывались стилистические особенности московской и ленинградской школ графики. Среди московских художников можно назвать такие яркие имена, как Н.Альтман, А.Шевченко, Р.Барто, Н.Симонович-Ефимова. Ленинградцы, продолжая традиции «Мира искусства», увлекались изысканностью линии и формы.
Основным жанром рисунка военных лет стал портрет. Следует отметить очень характерные для того времени натурные портреты П.Митурича и И.Машкова, выполненные уже не молодыми авторами в военных госпиталях Москвы в 1943-1944 годах. Графика послевоенного периода представлена лирическими пейзажами Н.Чернышева и Б.Черышева, пронизанными теплотой чувств к родной земле, работами А.Кокорина, В.Алфеевского, выполненными в зарубежных поездках 1950-х годов, ставшими преддверием грядущих перемен в жизни и культуре страны.
В галерее сформировалась и целостная коллекция вологодской графики первой половины ХХ века. В экспозицию вошли произведения талантливых мастеров Вологды, среди которых – Е.Шильниковский, Ф.Вахрушов, Н.Трусов, В.Воскресенский и др.
Коллекция русского рисунка и акварели ХIХ-ХХ веков Вологодской картинной галереи постоянно пополняется новыми редкими произведениями.
Показ этой коллекции является не только признанием ее художественной ценности, но и продолжением доброй традиции Академии предоставлять свои залы для экспонирования сокровищ из собраний провинциальных музеев.






версия для печати