Выставка произведений Олега Филатчева

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)


Выставка произведений действительного члена Российской академии художеств, заслуженного деятеля искусств РСФСР Олега Павловича Филатчева в залах Российской академии художеств организована как дань памяти рано ушедшему из жизни замечательному человеку и крупному художнику, которому исполнилось бы в этом году 70 лет. Экспозиция включает более 100 работ разных лет. Преобладают, в основном, станковые произведения, живописные и графические, хотя художник активно работал и в области монументального искусства. Работы собраны из фондов Государственной Третьяковской галереи, из собрания семьи художника.

Олег Филатчев активно вошел в искусство в начале 70-х годов и заявил о себе как художник большого творческого потенциала, со своим образно-пластическим даром и мировосприятием. Мастер станковой картины, портрета, прекрасный рисовальщик, автор многих монументально-декоративных работ, выполненных в общественных зданиях городов нашей страны и за рубежом - фресок, мозаик, витражей, гобеленов. Он работал в Москве и Новочеркасске, в Никитском саду близ Ялты, Усть-Илимске, Хельсинки, Вашингтоне. Каждая из этих работ изменила облик архитектурного пространства, внесла в него новую эмоциональную атмосферу. Родился художник в 1937 году в Москве. В 1964 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) и был оставлен на преподавательской работе на кафедре рисунка, затем - на кафедре монументально-декоративной живописи. С 1969 по 1972 гг. О. Филатчев работал в творческой мастерской под руководством академика Г. М. Коржева. Его преподавателями были такие известные, замечательные художники как В. Козлинский, С. Герасимов, Н. Максимов. Общение с ними позволило молодому художнику не только постичь основы профессионального мастерства, но и найти свое место в искусстве. За работы, созданные в этой мастерской, О. Филатчев получил в 1972 году серебряную медаль Академии художеств СССР. Более 15 лет занимался Филатчев преподавательской деятельностью, являясь руководителем персональной творческой мастерской, которая выпустила немало талантливых художников-монументалистов. Филатчев-монументалист в своих росписях использует интересный пластический прием: он строит композицию, как правило, на широком, цельном ритме, свободном дыхании стенописи, трансформирует, «прорывает» архитектурное пространство и создает как бы новый, иллюзорный мир, который является естественным продолжением и развитием мира реального. Но жизнь в этом иллюзорным мире происходит по законам искусства: зритель незаметно для себя как бы освобождается от мелочных забот и погружается в атмосферу происходящего, становится непосредственным участником изображаемых событий. На выставке представлен фрагмент росписи посольства в Вашингтоне в 1986 г. Нужно сказать, что черты монументальности отчетливо проступают в станковом творчестве Филатчева. Станковые произведения Филатчева - портреты, картины, в которых отброшено все лишнее, случайное, они полны внутренней сосредоточенности, многозначности психологических характеристик. Чаще всего художник изображает своих героев в момент раздумья, погружения в мир собственных переживаний и добивается отстраненности от всего случайного, будничного. Его портреты, как правило, строги, сдержанны, «классичны». На выставке представлены хорошо известные картины Филатчева - «Дети и старые баркасы», триптих «Остров детства моего» и др. Художник часто возвращается к портрету одного и того же человека, изображая его в разных душевных состояниях, в различной цветовой гамме. Таковы серии многочисленных портретов жены, дочери, друзей - Бориса Валуева, Выбана, С. Базазьянц, Ю. Пономарева, Савелия Ямщикова, М. Хабаровой, А. Ефимовского, Г. Черемушкина и ряд других. Автопортреты художника очень интересны, они дают возможность проследить эволюцию его отношения к творческому процессу, к окружающему миру, к искусству прошлого. Художник любил этот жанр и передавал через него самые сокровенные мысли и чувства. Наряду с лирическим в автопортретах художника звучит интеллектуальное начало, аналитическое отношение к себе, к своему искусству. Это подтверждают представленные на выставке «Автопортрет с женой», «Автопортрет с женой и сыном», «Автопортрет в свойской шапке», «Автопортрет с матерью» и др. Многократно Олег Павлович писал свою жену Валентину, которая была его верным другом, единомышленником, помощником. Профессиональная зрелость портретных работ Филатчева, строгая отобранность изобразительных средств - итог серьезного изучения не только натуры, но и классического наследия и итальянского искусства. Искусство Боттичелли, Пьеро дела Франчески, росписи Возрождения оказали сильное воздействие на творчество Олега Павловича. Это сказывается в уважительном отношении к техническому исполнению произведений: художник пишет левкасом, темперой, которую часто применяли старые мастера. Творчество не только как вдохновение, но и как мастерство - этот принцип лежит в основе кредо Филатчева. Искусство Олега Павловича отмечено острым чувством современности, высоким пониманием общественного смысла творчества и широтой художественного кругозора. Это делает Филатчева яркой и значительной фигурой в современном искусстве.

В церемонии открытия выставки приняли участие ведущие мастера отечественного изобразительного искусства, члены Президиума Российской академии художеств Е.И.Зверьков, Д.Д.Жилинский, И.П.Обросов, Т.Г.Назаренко, П.Ф.Никонов, член-корреспондент Российской академии художеств В.А.Малолетков, ученики и друзья художника.
Фоторепортаж с церемонии открытия выставки








Возврат к списку

версия для печати