Выставка «Путь к мастерству. Русское и европейское искусство 15 - начала 20в.» из фондов НИМ РАХ в Санкт-Петербурге

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Место проведения: Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)
Сроки проведения: 08.11-2007-16.12.2007.

Выставка «Путь к мастерству: Европейское и русское искусство XV – начала XX века» из фондов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств является одним из мероприятий, посвященных 250-летию Российской Академии художеств. Она проходит в Парадных залах музея на Университетской набережной, 17.В русском разделе - учебные работы воспитанников Императорской Академии художеств XVIII - начала XX в. Рисунки, живописные и скульптурные этюды и эскизы, программы; архитектурные проекты, удостоенные различных награждений, свидетельствуют о высоких достижениях художественной школы.
Обучение рисунку составляло основу подготовки будущего художника. В экспозицию включены примеры всех видов заданий - рисунки натурщиков (А. М. Шелковников, малая серебряная медаль, 1796; В. И. Албычев, малая серебряная медаль, 1802; М. Г. Бирюков, малая серебряная медаль, 1790; К. П. Брюллов,1817-1821; А. Г. Варнек); рисунок с гипсового Аполлона Бельведерского (К. Б. Вениг, назначен в «оригиналы», 1848); рисунок драпировки (В. П. Верещагин, 1857 г., с распоряжением Совета профессоров оставить в классах в качестве образца). «Пейзаж (На мощеной или на римской дороге)», 1790-х гг. С. Ф. Галактионова – пример штудии с гравюры, обязательного первоначального этапа обучения. Особую значимость разделу русского искусства придают листы будущих корифеев – В. К. Шебуева, А. Е. Егорова, О. А. Кипренского, А. И. Иванова, К. П. Брюллова; известных мастеров второй половины XIX столетия – К. Е. Маковского, П. П. Чистякова.

Русская живопись представлена учебными этюдами, эскизами, программами академистов второй половины XIX века, получивших на экзаменах высокие номера, премии, серебряные и золотые медали. Помимо картины «Воскрешение дочери Иаира» В. Д. Поленова, удостоенного в 1871 г. за исполнение этой программы большой золотой медали, звания художника и пенсионерской поездки за границу для усовершенствования в живописи, показаны эскизы композиций Н. Т. Малышева («Три отрока в пещи огненной», малая серебряная поощрительная медаль 1879г.), В. П. Павлова («Иосифа продают братья купцам измаильтянам», 1 премия, 1891г.), Н. И. Чичелева («Моисей источает воду из скалы» и «Встреча Соломона с царицей Савской» 1886 г.).

В натурных постановках прослеживается переход от использования классических условных локальных цветов к осветлению палитры - следствие работы на плэнере, а также к большей естественности поз, жестов, композиции. Период существования Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (1894-1917 гг.), когда кардинально изменились принципы и методика обучения – отменены программы с обязательными сюжетами, существовавшая прежде система поощрений и наград, присуждение званий классных и неклассных художников и т. д. - представлен учебными эскизами А. А. Бучкури («Палач. Казнь», 1904 г.), И. Г. Мясоедова («Поход минийцев», 1908 г.), Е. М. Сотникова («Крестный ход» 1909г.) и конкурсной картиной Н. И. Фешина «Капустница» 1909 г.), принесшей автору звание художника.

В разделе русской скульптуры – учебные рельефы А. Е. Есакова «Иван Грозный, напояй войны» (1809 ?) и «Ганимед»(1828 г.) будущего профессора скульптурного класса Н. С. Пименова.

Архитектурный раздел включает в себя не только учебные работы воспитанников Императорской Академии художеств («Проект маяка» (начало 1800-х)Д. М. Калашникова и аналогичная работа Н. И. Мартоса, «Проект павильона «Иордани» на Неве перед Зимним дворцом» (1850г.) Р. А. Гедике; «Композиция из архитектурных деталей», за которую в 1841 г. В. Е. Стуккей получил малую серебряную медаль); но и исключительные по красоте и мастерству исполнения пенсионерские работы.

Европейское искусство XV-XIX вв. дает представление о некогда очень богатой академической коллекции. История Музея Академии художеств в 1920-1930-х гг. сложилась очень драматично. Вследствие упразднения, проведенного по инициативе учебного заведения (института, возникшего вместо Высшего художественного училища при Академии художеств), музей потерял наиболее ценную часть своего собрания, переданного в Эрмитаж, Русский музей и др. государственные собрания. На выставке показаны немногочисленные картины, рисунки и скульптуры из исторической коллекции Музея Императорской Академии художеств. Имена Г. Ладзарини, Э. Вербукховена, Г. – Ф. Ругендаса часто упоминались в дореволюционных каталогах Музея, однако экспонируемые на выставке картины («Софонисба принимает яд» Г. Ладзарини, «После сражения (Поле сражения)» Г. Ф. Ругендаса, «Овцы» Э. Вербукховена ) поступили гораздо позднее, в том числе через Государственный музейный фонд, из национализированных частных собраний (как, например «Обручение св. Екатерины» предположительно отца и учителя знаменитого Рафаэля, происходившее из собрания князя Орбелиани).

В ходе научной работы сотрудников и реставраторов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств был сделан целый ряд значительных открытий: атрибутированы картины «Панно с вазой, собакой и зайцем» (1755г.) – члена Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, главного инспектора мануфактуры Гобеленов французского мастера Ж. – Б. Удри; «Мадонна с младенцем Иисусом, Иоанном Крестителем и апостолом Петром» ученика Джованни Беллини – Джироламо Мочетто.

К произведениям исторической академической коллекции относятся полотна «Минерва избивает гигантов» Луки Джордано, «Альдобрандинская свадьба» неизвестного художника итальянской школы начала XVIII в. (копия с настенной античной росписи, подарена Академии художеств Д. С. Бортнянским в 1805 г.), а также отреставрированное к выставке полотно А. Кауфман «Узнанный Ахиллес» 1789 г. – парное к хранящейся в Музее картине «Спящий младенец Сервий Туллий». Обе были заказаны знаменитой художнице Екатериной II.
Из коллекции кавалера А. Фарсетти, поднесенной им Российскому престолу и в начале XIX века пополнившей собрание Академии художеств, экспонируются небольшие барельефы из терракоты итальянских ваятелей эпохи барокко.От президента Императорской Академии художеств И. И. Бецкого в 1769 г. в Академию поступило великолепное собрание рисунков Ж.- Б. Греза – на выставке показано несколько листов французского мастера, от прежде большой коллекции которого (около 240 рисунков) осталось лишь более 30.Из прекрасной коллекции картин графа Н. А. Кушелева-Безбородко, завещанной им Академии в 1862 г., экспонируются ранее не выставлявшиеся работы – фламандца Я. ван Блумена «Переход реки со стадом»; «Сражение».






версия для печати