Немцы и Академия художеств. XVIII - начало XX века

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ. (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Выставка "Немцы и Академия художеств. XVIII - начало XX века", проходящая с 5 ноября 2003 года в парадных залах Музея Российской Академии художеств на Университетской набережной, 17.

Экспонируются не только работы художников из различных немецких земель, трудившихся в столице Российской империи по контракту и исполнявших заказы Двора (гравера Г. Ф. Шмидта, первого руководителя гравировального класса Академии художеств; живописца и реставратора И. Ф. Гроота, возглавлявшего в ней "класс зверей и птиц"; живописца Т. Руппрехт, писавшей портреты великосветских особ; архитекторов Т. Шверфегера и Лео фон Кленце), но и тех, кто не был в России, однако их картины и рисунки попали в собрание Академии. В их числе - полотно А. Кауфман "Спящий младенец Сервий Туллий" 1785, написанное в Риме по заказу Екатерины II; картоны для росписи свода потолка Кабинета манускриптов Библиотеки Ватикана в Риме, - выполненные в 1772 г. одним из теоретиков классицизма А. Р. Менгсом и подаренные Екатериной II Академии, они служили ее воспитанникам эталоном классического рисунка; картина Г. Ф. Ругендаса ("Поле сражения.") и пасторальная сцена Ф. П. Роса (?) (Роза да Тиволи). Несомненным открытием выставки станут панно пейзажиста-романтика К. Э. Бирмана, выпускника Берлинской Академии художеств, специально отреставрированные к ее открытию. Из 18 имеющихся в собрании музея больших полотен, объединенных в две серии "Семь чудес света" 1830-е-начало 1840-х и "Виды Европейские" 1830-е-1850-е гг. показываются "Вид Рима на церковь св. Петра" и "Праздничный вид улицы в Лондоне". Впервые экспонируются и фрагменты росписи Помпейского зала дачи А. П. Брюллова в Павловске, выполненные по эскизам архитектора в 1837-1839 гг. немецким декоратором И. Дроллингером, жившим в Петербурге в 1830-1850-х гг. Их творческое содружество началось в 1831 г., когда Александр Павлович привлек его к работе над росписью интерьеров дачи графини Ю. П. Самойловой в Графской Славянке под Павловском. Позднее баденский мастер принял участие в отделке Малой Помпейской столовой Эрмитажа по рисункам А. Брюллова, а в 1838 г. выполнил живописный декор помещений лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте. В 1845-1850 гг. Дроллингер (вместе с Д. Иенсеном) расписывал стены экспозиционных залов второго этажа Нового Эрмитажа по проектам Л. фон Кленце. Разрозненные фрагменты росписи любимой дачи знаменитого архитектора, сохранившейся до наших дней, были отданы в музей в 1939 г. женой его внука, Е. Н. Брюлловой. Середина и вторая половина XIX века отмечены активной деятельностью представителей местной диаспоры - "российских" и "балтийских" немцев, учившихся и преподававших в Академии художеств: разветвленной семьи живописцев Венигов, Варнеков, Виллевальде, скульпторов Залеманов, Бахов, баронов Клодтов фон Юргенсбург (среди которых были и скульпторы, и живописцы), архитекторов Гриммов, Рахау, Кракау, Гедике и многих других. Отдельный раздел посвящен показу учебных работ воспитанников Академии (этюдов, рисунков, эскизов) и программ - итоговых произведений, за которые присуждалось звание художника. Огромное полотно К. Б. Венига "Ангелы возвещают гибель Содому" 1862 г., принесшее автору звание профессора, было написано в Риме во время совершенствования живописца в Италии. Хранившееся последние десятилетия на валу, оно экспонируется впервые с 1862 г. Согласно Привилегии, Академия принимала в число почетных любителей и почетных членов иностранных художников, ученых и изобретателей, а также представителей правящих домов Европы, влиятельных любителей искусства. На выставке представлены портреты барона Горнстейна, избранного в почетные члены за свое техническое изобретение, прусского принца Фридриха Вильгельма, посетившего Академию в 1780 г. (племянника и преемника Фридриха Великого) - оба кисти неизвестных художников XVIII в., как и портрет директора Академии художеств барона П. Ф. Мальтица. В соответствии с традицией, все вновь избранные позднее присылали свои изображения. В живописный раздел включены портреты, на которых изображены художники немецкого происхождения - А. П. Брюллов написан Л. Е. Воротилкиным (удостоенным за него в 1861г. звания академика); один из лучших медальеров своего времени К. А. Леберехт, главный медальер Монетного двора, возглавлявший в Академии медальерный класс - В. А. Тропининым (1824г.). Н. Н. Ге представлен изображением министра финансов М. Х. Рейтерна, одного из активных участников реформ эпохи Александра II. Хронологически живописный раздел замыкают работы Е. К. Эвенбах, выполненные во время обучения в Петрогорадских государственных свободных художественных мастерских (так после 1918 г. называлась Академия художеств) под руководством В. И. Шухаева, а потом и в мастерской К. С. Петрова-Водкина. В скульптурной части экспозиции - работы известных мастеров, почетных вольных общников петербургской Академии. Знаменитый И. Г. фон Даннекер, оказавший большое влияние на несколько поколений немецких скульпторов и стремившийся в своих немногочисленных произведениях к классической простоте, в 1819 г. стал почетным вольным общником Академии за подаренный императрицей Марией Федоровной гипсовый портрет поэта И. Ф. Шиллера. О творчестве основателя берлинской школы скульптуры Х. Д. Рауха можно судить по бюсту принцессы Александрин, дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма (сестры принцессы Шарлотты, супруги Николая I). А. Шпис, приехавший по приглашению Николая I и участвовавший в восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара, служил при Императорской фарфоровой мануфактуре. В 1864 г. за медальоны и портреты императора и его супруги, выполненные из бисквита, избран почетным вольным общником (зрители могут познакомиться с портретом Николая I). П. К. Клодт фон Юргенсбург, автор конных групп на Аничковом мосту, памятника Николаю I на Исаакиевской площади (представлены модели этого монумента в бронзе) и И. А. Крылову в Летнем саду в Петербурге, преподавал в Академии художеств и заведовал ее литейной мастерской. Из богатейшего фонда архитектуры отобраны ранее не выставлявшиеся (или мало экспонировавшиеся) листы. К их числу относятся проекты Королевской часовни в Мюнхене (1824г.) Л. фон Кленце, придворного зодчего баварского короля Людвига I, автора проекта Нового Эрмитажа в Петербурге. Подносные чертежи часовни оформлены при участии известного художника Г. М. фон Хесса. Впервые экспонируется и неосуществленный проект ограды Летнего сада с тремя триумфальными воротами (1825г.) инженера и архитектора В. фон Треттера. По его чертежам в Петербурге в 1820-х гг. были возведены Банковский, Львиный, Почтамтский, Пантелеймоновский и Египетский мосты. Архитектура второй половины XIX века представлена именами М. Е. Месмахера, Д. И. Гримма. Как и многие петербургские немцы, оба окончили Санкт-Петришуле, а затем учились в Академии художеств. Месмахер, с 1879 г. ставший директором Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, работал над оформлением интерьеров дворца президента Академии художеств вел. кн. Владимира Александровича на Дворцовой набережной и перестроил дворец его брата, вел. кн. Алексея Александровича на набережной р. Мойки. В музее хранится большая коллекция графических произведений двух выдающихся архитекторов - Давида Гримма и его сына Германа. Творчество Д. И. Гримма (1823-1898), чье 180-летие со дня рождения отмечалось в этом году, представлено интереснейшими листами, выполненными по обмерам средневековых памятников Закавказья в 1850-1851 г г. в начале пенсионерской поездки в Грузию и Армению. Такой необычный для выпускника Академии маршрут связан с императорским запрещением путешествий в Европу. Уже в 1851г. молодой зодчий смог отправиться в страны, где традиционно изучали античность - Грецию, Италию, Францию и Германию. По возвращении Д. Гримм подготовил издание увража "Памятники византийской архитектуры в Грузии и Армении" (СПб., 1859), осуществленное за счет Академии художеств. В составе Музея Академии художеств имеется редчайшая по значению коллекция архитектурных моделей, из которой на выставке показаны, помимо проектной модели не дошедшего до нас Троицкого собора Александро-Невского монастыря в Петербурге (1720-е), возведенного Т. Швертфегером в стиле раннего северного барокко; модель Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка по проекту К. А. Тона (построенная в середине XIX в. на Благовещенской площади рядом с казармами полка, она была снесена в 1929г.). Бронзовая модель лютеранской церкви св. Петра в Петербурге не является проектной. Ее авторами были Х. Тацки и М. Харламов. Изготовленная для участия во Всемирной выставке в Париже в 1867 г., она воспроизводит облик главного лютеранского собора столицы, сооруженного на Невском проспекте в 1833 г. по проекту А. П. Брюллова. Выставка "Немцы и Академия художеств" будет работать до конца декабря, а в январе 2004 года в расширенном составе будет экспонироваться в залах Российской Академии художеств в Москве на ул. Пречистенке, 19.


Возврат к списку

версия для печати