Статья М.Чегодаевой о памятнике И.Бродскому работы Зураба Церетели.2005

 

Недавно завершилась полемика, развернутая печатными и электронными СМИ, по поводу создания президентом Российской академии художеств З.К.Церетели памятника Иосифу Бродскому в Москве. Точка зрения художников - членов Академии изложена в статье доктора искусствоведения , действительного члена Российской академии художеств М.А.Чегодаевой.

В нашу эпоху глобальных катаклизмов и катастроф, когда за какие-то считанные дни, а то и мгновения погибают тысячи людей, как-то обесценилась отдельная жизнь, утратился интерес изобразительного искусства к человеческой личности. Художники все чаще прибегают к обобщениям, символам, абстракциям; пытаются выразить в своем искусстве прежде всего самих себя – свое мировосприятие, свои «настроения»... Очень мало кто способен, подобно Зурабу Церетели, отрешаясь от себя, проникаться судьбой другого человека, жить чужой жизнью, сопереживать чужой беде. Церетели бесконечно волнуют реальные, живые люди, его современники; вновь и вновь возвращается он к образам художников, писателей, общественных и политических деятелей, своих знакомых, друзей. В скульптурной портретной галерее – статуях и горельефах – воспроизводит их индивидуальные черты, их профессиональные увлечения, их неповторимые и обычно очень нелегкие жизненные пути. Одним из лучших его созданий предстает статуя Иосифа Бродского, замечательного поэта, которого Церетели знал лично, человека драматической, противоречивой судьбы. Неизбывным позором для нас по сей день остается тот горестный эпизод сорокалетней давности, когда маститые ленинградские литераторы отказались принять блестяще талантливого молодого поэта в Союз писателей, заведомо обрекая его, согласно существовавшим тогда беспощадным законам, на долю «тунеядца», подлежащего ссылке на «принудительные работы», на лесоповал... В дальнейшем Бродскому пришлось покинуть Россию. Мир принял его как великого поэта, прославил и обласкал, он был удостоен Нобелевской премии, но вряд ли когда-нибудь изжились до конца в его душе боль и горечь тех ленинградских дней, неизбывная тоска по родному городу. Церетели со всей остротой воспринял эту немыслимую, парадоксальную двойственность судьбы Иосифа Бродского, основал на ней пластическое решение своей скульптуры. Поэт представлен одновременно в торжественной мантии лауреата Нобелевской премии и в грубом ватнике лесоруба. В этом сочетании нет ничего неестественного, нарочитого – причудливое одеяние как-то стушевывается, отходит на второй план – перед нами прежде всего спокойная величавая фигура, прекрасная, очень похожая голова поэта, его задумчивое и грустное лицо. Бродский, словно бы с каким-то недоумением держит в руке, сняв с головы, возложенную на нее лауреатскую «ньютоновскую» шапочку, кажется, столь же случайную и ничего не значащую для него как ватник и кирзовые сапоги рабочего. Иосиф Бродский стоит в музее на Пречистенке в Москве рядом с Владимиром Высоцким, рядом с десятками других интересных, дорогих Церетели людей, известных и неизвестных, запечатленных им в скульптуре. Он удостоил их памятника – не на городской площади, не на кладбище, а там, где они всегда остаются рядом с ним, куда ежедневно приходят на встречу с ними сотни людей – в своем музее, в непреходящей, вечной ЖИЗНИ ИСКУССТВА.

Академия продолжает получать многочисленные отклики на дискуссию об установке в Москве памятника И.Бродскому работы З.Церетели. 2 сентября 2005 года было получено письмо за номером НЧ-307 от Российского Союза Студентов за подписью президента Союза Студентов Н.Ю.Чаплина, в котором выражена поддержка от имени семимиллионного российского студенчества. В письме, в частности, говорится:
«Инициированная отдельной группой лиц кампания в средствах массовой информации по дискредитации Вашего труда заставила нас обратиться к Вам со словами поддержки и благодарности. Эта «кампания» уж больно схожа с той, пятидесятилетней давности, когда серая масса подобными способами терроризировала самого Бродского. Забыты «критики» и вечен творец. «Нет пророка в своем отечестве», эти поистине пророческие слова не должны сбыться сегодня. Российский Союз Студентов предлагает создать Общественный комитет поддержки творчества З. Церетели, в состав которого должны войти представители не только творческой интеллигенции, но крупные политики, общественные деятели, журналисты и студенты.
Российский Союз Студентов, как первая и единственная национальная студенческая организация готова поддержать Вас от имени семимиллионного российского студенчества. Просим Вашего согласия».






версия для печати