Выставочный проект «Световая природа женщины» Константина, Марины и Александры Худяковых в Саратове

 

Другие выставочные залы


По приглашению Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева и Министерства культуры Саратовской области вице-президент Российской академии художеств, председатель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого союза художников России Константин Васильевич Худяков представляет авторский проект творческой династии Худяковых «Световая природа женщины». Выставка организована при содействии Поволжского отделения РАХ и Творческого союза художников России. Экспозицию составят произведения цифрового и аналогового искусства разных лет художника-мультимедиа, живописца, дизайнера Константина Худякова, его супруги, члена-корреспондента РАХ, художника и дизайнера Марины Худяковой, а также авторские художественные куклы, созданные их дочерью, академиком РАХ Александрой Худяковой. 
Константин и Марина Худяковы изучали архитектуру в Московском архитектурном институте под руководством профессоров-конструктивистов, учились живописи и графике у реалистов, сюрреалистов и футуристов, «дышали воздухом архитектурного авангарда» знаменитого общежития, Николаевского Дома коммуны, были художниками инновационного дизайна множества экспозиций крупнейших исторических музеев, в том числе, музеев Ленина в стране и за рубежом. Стремление довести до совершенства свою работу, пристальное внимание к деталям и любование ими, очевидно, наряду со взглядом архитектора на мир и стремлением к новейшим технологиям, привели художников к использованию компьютерных возможностей в искусстве. В конце 1990-х они полностью перешли на цифровые технологии.
Освоив технологический и эстетический опыт мечтателей ХХ века в цифровом искусстве, в том числе в виртуальной и дополненной реальности, авторы проекта «Световая природа женщины» противопоставили его засилью в мультимедийном пространстве непрофессионализма. Это новое «Цифровое Зазеркалье» отражает причудливые и умудрённые большим жизненным опытом понятия добра и зла, красивого и безобразного, возможного и невозможного, правды и лжи.
Изобразительное искусство стоит на пороге возрождения в совершенно особом качестве: наконец появились носители изображения высокого разрешения и достаточного размера, они теперь могут сочетаться с разнообразными возможностями цифрового кино, компьютерной графики, интерактивного режима. Стремительно осваиваются VR и AR технологии, интерактивные программы, стерео и голография. Появилась возможность создания с помощью компьютера настоящей картины, дающей возможность бесконечного погружения в её бездонные ресурсы. Технология виртуальной реальности (так же, как и дополненной реальности) позволяет преодолевать форму, путем её перехода из одной в другую при помощи авторской иллюзии. Образ и его реальность находятся в бесконечном процессе трансформации в нечто новое.
Константин Худяков в одном из интервью отметил особенность цифрового искусства: «Есть такая точка зрения, она все более подтверждается учеными и экспериментами, что все, что мы видим вокруг – это цифровой мир, виртуальная реальность. Вы виртуальны, я виртуальный, но все запрограммировано высшим существом, большим разумом с невероятной сложностью и невероятным качеством. И мы уже настолько привыкли жить в этой виртуальной реальности, что думаем, что мы живые существа. Отчасти я придерживаюсь этой точки зрения. Женщины – это прекрасные существа. Свет – это жизнь, а женщина, как раз, дает жизнь человечеству через себя. И я пытался этот образ отразить, показать прекрасные, невероятно красивые стороны женщины как божественного создания».
Александра Худякова изучала ремесло художника и мировое искусство во всём его многообразии в Краснопреснесненской художественной школе, а затем на факультете дизайна в МГХПУ имени С.Г.Строганова, которое так же, как и МАРХИ, образовалось из легендарного ВХУТЕМАСА. Авторская кукла неожиданно для всех стала темой ее дипломного проекта и, как оказалось, настоящим призванием.
Автор далека от понимания куклы как манекена, служащего для демонстрации костюма. Каждое её новое произведение – это новый образ, новая история. Прежде всего, художника интересует «личность», которую она создает. Замысел диктует форму, материал, внешние атрибуты, позу, костюм, причёску, аксессуары. Фарфор, кружево, бисер, стеклярус, жемчуг, стразы, блестящие цепи и лоскуты драгоценных тканей – всё складывается в чеканный рисунок, сродни нарядам благородных дам в портретах Северного Возрождения. Зачастую в работах очевидно обращение к знаменитой скульптурной маленькой балерине Эдгара Дега. Последнее не случайно и является очень важным обстоятельством в художнической позиции автора. Используя в работах различные виды пластика (цернит, puppen-fimo, flumo), Александра Худякова отдает предпочтение фарфору, считая его «драгоценным» материалом, подобно дереву и камню. Художник находится в творческом поиске, экспериментирует, применяя новые материалы и технологии. Одной из первых в нашей стране стала создавать шарнирные куклы. Впервые использовала металлизированный фарфор (серия «Отражения»). Эффект зеркальной металлизации приближает куклу к скульптуре, а шарнирная подвижность возвращает ей игровую природу.
«Искусство авторской куклы – это синтетическое искусство, – отмечает мастер, – причем не только в плане соединения различных материалов, техник, ремёсел, но и в своеобразной игре со стилями. Всё, что способно реализовать тот самый, задуманный художником образ, используется без оглядки на общепринятые рамки и правила». Ренессанс, Восток, ар-деко – причудливая смесь ассоциаций, из которых авторское воображение Александры Худяковой рождает сказочные образы.
В рамках выставки в Радищевском музее планируется проведение творческих встреч с Константином и Александрой Худяковыми, проведение мастер-классов по цифровому искусству, лекций по истории создания художественной куклы.
Поволжское отделение Российской академии художеств






версия для печати