Работы членов РАХ вошли в расширенную экспозицию «Основные элементы» музея «Царицыно» в Москве

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 28 июня 2022 – 12 марта 2024.
Место проведения: Хлебный дом, Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (Москва, ул. Дольская, д. 1 стр.4).

Музей-заповедник «Царицыно», обладающий редчайшей коллекцией авторского декоративного искусства 1960–1980-х годов, наследованной у Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, представляет выставку, посвященную уникальной 20-летней эпохе в истории советского авторского декоративного искусства и его роли в художественном процессе. Новая экспозиция демонстрирует около 400 произведений из керамики, фарфора, стекла, металла и текстиля — работы талантливых художников, среди которых академики РАХ Валерий Александрович Малолетков, Любовь Ивановна Савельева, Владимир НиколаевичГориславцев, Алла Алексеевна Шмакова, Фидаиль Мулла-Ахметович Ибрагимов (1938-2020), Борис Владимирович Федоров (1948-2014), члены-корреспонденты РАХ Ольга Александровна Победова, Феликс Александрович Кузнецов (1940-2021), почетные члены РАХ Адольф Степанович Курилов, Владимир Иванович Касаткин.
Советское декоративное искусство в послевоенные годы находилось на особом положении. Художники-прикладники не испытывали идеологического давления и пользовались многими благами, которые предлагало государство с бесплатными мастерскими, производством и государственными заказами. В те же годы декоративное искусство впервые прямо заявило о своей автономии и равнозначности живописи, графике и скульптуре. Художники-прикладники доказывали свое право на самовыражение и эксперименты, об успехе которых свидетельствуют призы на международных выставках художественной керамики в Валлорисе (Франция) и в Фаэнце (Италия), текстильного искусства в Лозанне (Швейцария) и Лодзи (Польша), авторского ювелирного искусства в Яблонце-над-Нисой (Чехословакия).
Выставка занимает десять залов, девять из которых посвящены «вечным темам», образам и средствам выразительности, которыми пользуются художники. Это и есть «основные элементы». В залах выставки собраны работы, посвященные природным стихиям и живой материи, дню и ночи, свету и цвету, движению и статике. В зале «Земля» много керамики из шамотной массы, популярной у керамистов второй половины XX века. Этот материал требовал особых условий для обжига — около 1300 градусов по Цельсию, — что стало возможным благодаря новым технологиям, ставшими доступными для художников как раз в то время. В зале «Огонь» акцент сделан на работах художников-стекольщиков. К эталонным образцам принадлежат композиции Виктора Шевченко «Метаморфозы» и «Слово о полку Игореве» — яркий пример перехода на язык метафор, очень распространенный в декоративном искусстве второй половины XX века. Залы «Воздух» и «Вода» наполнены гобеленами, композициями из стекла и керамикой. В разделе «Движение» много произведений, посвященных спорту — например, гобелен «Велотур» Маллы Томберг и хрустальные призы «Штангистам» Адольфа Курилова. Зал «Живая материя» отдан работам с анималистическими и ботаническими мотивами, а раздел «Свет и цвет» — абстрактным предметам из тончайшего фарфора и цветного и бесцветного стекла.
Во время работы экспозиции в залах будут находиться арт-медиаторы, которые станут своеобразными проводниками и помогут посетителям найти личный фокус восприятия отдельных произведений и всей экспозиции в целом. А связь с ушедшей эпохой помогут восстановить люди старшего поколения — «серебряные волонтеры», для которых предусмотрена специальная творческая программа.

На основе пресс-релиза музея.
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати