Выставка «Павел Никонов. Время бури» в Санкт-Петербурге

 

Другие выставочные залы


Дата экспонирования: 27 ноября 2020 – 26 декабря 2020
Место экспонирования: Итальянский зал Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (Университетская набережная, 17)

27 ноября 2020 года в Итальянском зале Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина состоится открытие выставки живописи народного художника РФ, академика Российской академии художеств Павла Федоровича Никонова. Проект организован при поддержке Российской академии художеств.

В рамках выставки состоятся следующие мероприятия:
15 декабря 2020 (вторник) в 12:00 творческая встреча с Павлом Федоровичем Никоновым (пройдет online)
Подключиться к ZOOM-конференции: https://zoom.us/j/4506398974?pwd=YytKVHYxN2VZYUtRcDJKaUhseUxpUT09
Идентификатор конференции: 450 639 8974
Код доступа: 643867

18 декабря 2020 (пятница) в 16:00 в Итальянском зале состоится показ документального фильма «Никонов», режиссера Антона Белянкина, оператор Степан Малков. Фильм снят галереей ГРОСART при поддержке ГТГ и Государственного музея А.С.Пушкина. Идея фильма и организация съемок принадлежит Е. Остиной и Е. Грибоносовой-Гребневой.

Устои живописного мира, созданного Никоновым, настолько фундаментальны и органичны, что его искусство на всем протяжении … творческой деятельности, развивается исключительно по его собственным меркам. В нем отсутствуют почтительные оглядки на какие-либо авторитеты и образцы, и «выплески» в попытках обогнать время.
Видимое и пережитое преобразуются в кипение мысли и чувства. Вместе с тем в картинах Никонова создается чрезвычайно сложное сочетание поэтического вымысла и реальности, где ощутимы запахи свежевспаханной земли, тишина заснеженных полей, озаренных яростным зимним солнцем, разгульный шум сельского праздника и похоронный плач. В этом хаосе мироздания отсутствуют умозрительные схемы, обычно бытующие в современной художественной практике при подобных попытках вселенского охвата. У Никонова это все живое, живущее, бесконечно переменчивое, существующее в противоборстве гротеска и лирики, скорби и радости, света и тени. Это наша русская земля, которая при всей ее вековечности все еще «не дает ответа». Павел Никонов возродил в своей живописи древний и простой человеческий язык – язык мифотворца. Это вечность, сопряженная с быстротекущей жизнью.
М. Лазарев

Творчество Павла Никонова принадлежит к поколению «шестидесятников», которое заявило о себе в конце 50-х — начале 60-х годов. Именно они стали родоначальниками искусства «сурового стиля», способного отразить сложные процессы и надежды в стране, которая пережила и драматический опыт второй мировой войны, и травматическое время сталинских репрессий.
Многие его работы стали своеобразным манифестом целого поколения художников. Холст «Наши будни» (1960 г.), посвященный строительству Братской ГЭС, стал психологическим камертоном времени, в котором отразился дух эпохи великих свершений. И, несмотря на то, что официальная критика не приняла позицию автора, работа имела серьезный резонанс у публики, почувствовавшей в ней правду времени.
Его работа «Геологи», созданная в 1962 году, всей своей безыскусной правдивостью выразительно противостояла устойчивым канонам официального искусства. Здесь грубоватым языком живописи на грани примитива, монохромной цветовой гаммой, состоящей из богатейших тональных переходов, художник безошибочно передал уходящую в невероятную глубину пространства картины протяженность суровой повседневности. Холст, несмотря на очевидную революционность решений, наводил на сложные размышления, однако, также был признан «творческой неудачей», а на легендарной выставке в Манеже 30-летия МОСХа в 1962 году был раскритикован высшей властью страны.
Но именно этой работой мастер навсегда завершил героическую тему в советском искусстве, изобразив в образах современников измученных и усталых геологов, потерявшихся в бесконечных просторах страны. Она стала той точкой разрыва времен, навсегда завершив эпоху возвышенного искусства сталинского оптимизма. Позднее творчество П.Никонова претерпевает долгий и мучительный период поисков. Он уходит в «добровольное изгнание» и продолжает работать.
Местом, где возможно было многое переосмыслить, стала деревня Алексино в Тверской области. В его холстах за внешней суровостью, пронизывающей бесконечные пространства, нет ощущения времени, даже намека на его присутствие, так как само время может длиться, меняться, заканчиваться. В его более поздних работах даже времена года выглядят как разные состояния целостного живого пространства, улавливаемые провидческим взглядом мастера. «В деревне все превращается в натюрморт», — в одном из интервью сказал Никонов. Но его «натюрморты» приобретают странные очертания, напоминая подвижный цветовой поток, вмещающий в себя всё: — людей, дождь, избы, реку, небо… Он кажется бесформенным и безграничным, словно движется сообразно космическим законам.
И все же в работах Павла Никонова присутствует удивительная воля жизнелюбия, и живопись во всей своей полноте реализует цветовые, фактурные, пластические возможности, даруя надежду, что хотя бы на последнем пределе человеку удастся преодолеть затянувшееся испытание разочарованиями и пересилить хаос.
Куратор выставки: О. Томсон






версия для печати