Памяти Романа Семеновича Леденева (1930-2019)

 

Отечественная культура понесла тяжелую утрату. 15 августа 2019 года на 89-м году жизни скончался Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РФ, почетный член Российской академии художеств, композитор Роман Семенович Леденев.
Роман Семенович Леденев родился 4 декабря 1930 года в Москве. В 1948 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс сочинения Евгения Месснера и Виссариона Шебалина), в 1955 году - Московскую консерваторию (класс Николая Ракова и Анатолия Александрова), в 1958 году - аспирантуру при консерватории по специальности «сочинение» (руководителем был Анатолий Александров). В 1956-1964 годах в качестве ассистента преподавал на кафедре теории музыки Московской консерватории. C 1978 года вел класс сочинения, в 1991 году стал профессором. С 2006 года также преподавал композицию в Центральной музыкальной школе.
Композитор работал в различных жанрах. Среди его наиболее известных произведений: балет «Сказка о зеленых шарах» (1967), симфония «Русь - зеленая и белоснежная» (1991) и симфоническая повесть «Зимний путь» (2001, посвящена памяти композитора Бориса Чайковского), макроцикл «Времена года» для двух хоров и инструментального ансамбля (1979-1991), «Эпиграфы» для флейты и камерного оркестра (1989), триптих «Памяти Свиридова» для скрипки, альта, виолончели, вибрафона и струнного оркестра (1998), «Маленький реквием» для альта и струнного оркестра (1999). Также он создавал музыку для камерных и инструментальных ансамблей, циклы духовных хоровых сочинений.
Автор музыки более чем к 20 фильмам. В их числе: «Ход конем» (1962, режиссер Татьяна Лукашевич), «Крылья» (1966, Лариса Шепитько), «Вся королевская рать» (1971, Наум Ардашников и Александр Гуткович), «Странная женщина» (1977, Юлий Райзман), «Из жизни Потапова» (1985, Николай Скуйбин).
В 1970-1973 годах Роман Леденев был секретарем Союза композиторов РСФСР, в 1995-2006 годах - Союза композиторов РФ. В 1970-1991 годах входил в состав репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры СССР.
Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 1997 год, являлся членом Союза композиторов РФ и Союза кинематографистов РФ.
Память о композиторе надолго останется в сердцах его друзей, коллег, почитателей его таланта.


Управление информации (пресс-служба) РАХ


ПАМЯТИ РОМАНА ЛЕДЕНЁВА-
русского композитора,
Почетного академика Российской академии художеств


«О, как играет музыка! Они уходят от нас»...
Этот ранящий душу тихий возглас-прощание чеховской героини, дивной Маши из «Трех сестёр», полнится для меня сегодня новой неизбывной печалью, вослед уходящим от нас людям русской культуры - неповторимо прекрасным Личностям, Характерам, Художникам...
Роман Семёнович Леденёв архискромностью своей, казалось, закрывал всем и вся вокруг возможность внести и утвердить его в сознании общества как истинно выдающегося композитора нашего боевого времени.
Уникальная, будто из неведомой глубины, трепетность внутреннего Тона; высокая состоятельность и свобода художественного мышления в пространстве отвечавших ему культурных миров; сердечная строгость и чистота обретённого в жизненном поиске «говорящего» музыкального языка - всё было чудесно естественным продолжением драгоценного состава души русского композитора Леденёва из ХХ-ХХI столетия.
По-своему, чеховский герой.
Георгий Васильевич Свиридов, со всею присущей ему искренностью, почитал творчество Леденёва (как и иные композиторы и артисты самых неоднородных направленческих устремлений), дорожил отношениями с Леденёвым, не раз называл его, в наших беседах, «совестью современной музыки»...
Народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор Московской консерватории Роман Леденёв был отмечен высоким признанием Российской академии художеств, избравшей его своим Почетным академиком. Роман Семёнович гордился этим званием, не раз говорил мне об этом...
Музыка Леденёва - симфоническая, камерная, вокальная, хоровая - пронзительная музыка. Её красота открывается в тишине созерцания таинственного соприкосновения «чувствомысли» Автора с внимающим Пространством. И в нём Человек, открытый летящему звуку, и Слову, в нем сокрытому.
«Музыка не имеет дна»,- написал однажды Леденёв в обстоятельном аналитическом очерке о свиридовском хоровом «Концерте памяти А.А.Юрлова».
Музыка Романа Леденёва, ныне уходящего от нас, не имеет дна. И она не уходит.
О, как играет музыка!..

Проф.Андрей Золотов,
Заслуженный деятель искусств РСФСР
академик, Вице-президент
Российской академии художеств




версия для печати