Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» в МВК РАХ.

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)


Дата проведения: 6 - 31 марта 2019 года

Российская академия художеств и Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева представляют выставку «Шестидесятники. Тюркский романтизм». Экспозицию, развернутую в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19) составят более 50 произведений живописи, графики и скульптуры, представляющих творчество художников 1960-х годов из собрания Музея (Алматы, Казахстан).

Вторая половина 1960-х годов для казахской живописи явилась временем поиска новых идей, обозначения национальной самобытности. Группа молодых и амбициозных художников, в которую входили Салихитдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек Нуржумаев и другие бросили вызов устоявшимся критериям в изобразительном искусстве Казахстана. Несмотря на то, что многие из этих художников получили академическое образование в Москве и Ленинграде, творческие устремления поколения «шестидесятников» были направлены на создание самобытного «национального» стиля и укрепление национальной художественной школы.
В поисках адекватного изобразительного языка и стиля эти художники опирались на традиции этнокультурного наследия кочевых племён, что выразилось в освоении и интерпретации принципов народного творчества, использовании декоративности цвета, плоскостности пространства, монументальности форм, эпичности образов, традиций восточной миниатюры. Также большую роль сыграло и их увлечение монументальной мексиканской живописью ХХ века.
Принципиальная суть подобных поисков четко выразилась в творчестве Салихитдина Айтбаева (1937-1994), работа которого «Счастье» стала одним из самых крупных открытий на Всесоюзной выставке молодых художников в московском «Манеже» в 1966 году. В ней емко и обобщенно была выражена идея национального мировосприятия, благодаря чему эта картина стала программным произведением для последующих поколений. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания, Айтбаев воплотил в трех произведениях, созданных во второй половине 60-х годов – «Счастье» (1966), «Молодые казахи» (1967), «Гость приехал» (1969), которые, принесли ему широкую известность.
Его предшественник Али Джусупов (1928-1976) и сподвижники Оралбек Нуржумаев (1938-1996), Шаймардан Сариев (1937-1988), Токболат Тогузбаев (1940-1996) также вели поиски ясного языка живописи. Их произведениям свойственны декоративность цветовых сочетаний, статика поз и невозмутимость лиц. Эти художники воспевали силу и энергию традиционной культуры, которая для них всегда была актуальна. Полотна Бахтияра Табиева (1940-1999) «Утро в Кегене», «Базар» и «На окраине Муйнака» демонстрируют увлеченность художника изображением традиционной жизни. В постоянном обновлении традиционного, веками сложившегося уклада жизни казахского народа он стремится увидеть и передать в своих живописных произведениях непреходящую ценность и красоту.
А вот творчество романтического пейзажиста Жанатая Шарденова (1927-1992) сформировалось под влиянием французских импрессионистов, с работами которых он познакомился в музеях Ленинграда во время учебы. Его пейзажи, написанные крупным живописным рельефом, составляют одну из ярких страниц казахстанского искусства.
В развитии скульптуры этого периода также наблюдается несколько направлений. Появление композиционной пластики и разнообразные возможности развития формы в пространстве хорошо отражены в работах Тулегена Досмагамбетова (1940-2001), Ольги Прокопьевой (1940-2018) и Вагифа Рахманова (р. 1940), получивших академическое художественное образование в Москве и Ленинграде. В 1970-х годах из столицы вернулся скульптор Еркин Мергенов (1940-2015), который придавал особое значение выбору модели и эстетике форм. И если в произведениях Рахманова превалирует лирико-поэтическое начало, то Мергенов стремится к острым пластическо-образным обобщениям, раскрывающим сложные, часто драматические коллизии развития общества.
В 60-е годы активно развивается оригинальная графика Казахстана. Излюбленные техники казахстанских графиков – линогравюра, офорт, литография. Макум Кисамединов (1939-1984), Исатай Исабаев (1936-2007) и Адил Рахманов (1942-1997) в своих станковых композициях и книжных иллюстрациях актуализируют образы народных героев, реальных и мифических, с помощью экспрессии форм и монтажа сюжетов. Борис Пак (1935-1992), известный своими энергичными линогравюрами, создает замечательные акварельные иллюстрации к сказкам Андерсена.
Творчество художников-шестидесятников считается расцветом художественной мысли в Казахстане. «Дети оттепели», как их тогда называли, отказывались от устоявшихся канонов и создавали собственный уникальный язык и стиль в искусстве.

«Диалог культур, укрепление культурных взаимосвязей между Казахстаном и Россией весьма важны для полноценного функционирования искусства, творческого роста художников, обмена опытом между культурными институциями, каковыми являются музеи и академии. Это дает новый импульс для плодотворного труда, взаимообогащения и осмысления путей дальнейшего развития», - отметила директор Музея им. Кастеева, профессор Гульмира Шалабаева.

6 марта 2019 года в 15.00 в рамках выставки состоится круглый стол, посвященный культурным взаимоотношения между Республикой Казахстан и Россией.
Модератор Клара Исабаева - пресс секретарь Музея им. А.Кастеева.
Участники: директор Музея, доктор наук, профессор Шалабаева Гульмира Кенжеболатовна; ведущий научный сотрудник Музея Мукажанова Кульжазира Жумадильевна; научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Юшкова Ольга Артуровна и другие специалисты

.
Управление информации РАХ


СМИ о событии:

Министерство культуры РФ. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»
Культура.РФ. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»
Афиша. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм», Москва
Gallerix. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»
АртМосковия. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» в залах МВК РАХ
Московские сезоны. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»
Cultobzor.ru. Шестидесятники. Тюркский романтизм. Живопись, графика и скульптура из собрания Государственного музея искусств им. А. Кастеева.
Портал Una Cultura. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» с 6 марта
Культурный навигатор -РФ. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»
Tripaggregator.ru. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»
Город зовет. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»
2DO2GO.Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»
DKN.WorldNews. Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»
24.kz. Выставка казахстанских художников-шестидесятников открылась в Москве (видеорепортаж)
Версия.ru. Потрогать «Золото Великой степи» и поглядеть на искусство шестидесятников-романтиков из Казахстана теперь можно в Москве
Zakon.kz. В Москве открылась выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» музея имени Кастеева
Первый канал. Евразия. Выставка работ казахстанских художников-шестидесятников проходит в Москве (видеорепортаж)
Yunews.kz. «Шестидесятники. Тюркский романтизм» - новая выставка в Москве Mos.news. Казахстан представил две интереснейшие выставки «Золото Великой степи» и «Шестидесятники: тюркский романтизм»
Region.ru. Выставки, посвященные культурному наследию Казахстана, открылись в столице
Oane.ws. Жители Москвы смогут посетить «Золото Великой степи» и оценить искусство шестидесятников-романтиков из Казахстана
15-news. Казахстан «расскажет» России об истории и культуре на двух выставках
Актуальные новости. В Москве открыты культурные выставки «Золото Великой степи» и «Тюркский романтизм»
TerrNews.com. В Москве прошло открытие выставок «Золото Великой степи» и «Тюркский романтизм»



Возврат к списку

версия для печати