Выставка «Оскар Рабин. Hommage» в Мультимедиа Арт Музее.

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 19 декабря 2018 — 17 февраля 2019
Место проведения: Москва, ул. Остоженка, д. 16

Куратор: Ольга Свиблова
При поддержке: U-ART, Tsukanov Family Foundation

Мультимедиа Арт Музей, Москва, Фонд Иветы и Тамаза Манашеровых U-ART и Tsukanov Family Foundation представляют выставку «Оскар Рабин. Hommage». Выставка открывается 18 декабря 2018 года - на сороковой день с момента ухода из жизни патриарха русского андеграунда, классика российского современного искусства, почётного члена Российской академии художеств Оскара Рабина (1928–2018).
Оскар Рабин родился в Москве в 1928 году в семье врачей. Его отец и мать — украинский еврей Яков Рабин и латышка Вероника Андерман — были выпускниками Цюрихского университета. В 13 лет мальчик остался полным сиротой. Живопись была для него единственной отрадой. В 1942 году он поступает в художественную студию в Доме пионеров, которую вел известный художник Евгений Кропивницкий. Эта встреча повлияла на всю его дальнейшую судьбу. Кропивницкий и его жена — художница Ольга Потапова — приняли Оскара Рабина в свою семью, которая жила в бараке в подмосковном поселке Лианозово.
В 1946–1948 гг. Оскар Рабин учился в Академии художеств в Риге, в 1948-м поступил в МГХИ им. Сурикова в Москве, откуда был отчислен в 1949 году «за формализм». Вскоре Оскар Рабин женился на дочери Евгения Кропивницкого — Валентине. Они поселились в одном из бараков в Лианозово, недалеко от железнодорожных путей. Этот барак стал одним из центров художественной и интеллектуальной жизни московского андеграунда, объединившем художников и поэтов, среди которых были Евгений и Лев Кропивницкие, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский и др. Именно из этого дружеского, почти семейного круга выросло явление, получившее название «Лианозовская школа».
С 1958 году барак-мастерская Оскара Рабина в Лианозово открывается не только для узкого круга родных и единомышленников, но и для всех желающих. «Приемные дни» в Лианозово появляются как естественное стремление молодых художников показать свое творчество более широкой публике, на волне хрущевской «оттепели», приоткрывшей «железный занавес». Мастерская в Лианозово становится местом паломничества, в том числе и для иностранных журналистов, дипломатов и коллекционеров. Уже в 1960 году появляется реакция власти — фельетон «Жрецы помойки № 8» в газете «Московский комсомолец».
Художественный стиль Оскара Рабина сформировался уже в его юношеские годы. Свой нервный, экспрессивный, разваливающий и напряженно собирающий композицию пластический язык, допускающий коллажные вставки, ассамбляжи или элементы сюрреализма, Оскар Рабин использует для того, чтобы реалистически описывать мир, который его окружал. «Я рисую то, что вижу. Я жил в бараке, многие советские граждане тоже жили в бараках, да и теперь живут. Сейчас я переехал в блочный дом и рисую кварталы блочных домов, которые меня окружают», — позднее вспоминал Оскар Рабин.
Работы Оскара Рабина отражали не только внешний окружающий мир, но и описывали пространство внутренних переживаний, в которых личный опыт сиротских скитаний без документов в мире, где человек не существует без удостоверения, повлиял на часто повторяющиеся в работах Рабина мотивы, например, паспорт или виза, которые часто появляются, как документальные коллажные вставки в его пейзажах или натюрмортах.
Как все художники, Оскар Рабин хотел иметь возможность показывать свои работы широкому зрителю. В 1957 году, пройдя цензуру выставкомов, ему удается показать одну работу на выставке, приуроченной к Международному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Однако после этого двери Союза художников — единственная возможность публичного существования для советского художника — закрываются. Между тем, у Оскара Рабина появляются коллекционеры, и прежде всего — великий Георгий Костаки, благодаря которому, было любовно собрано и сохранено бесценное достояние русского авангарда, благодаря которому новое, послевоенное поколение молодых художников неофициальной культуры знакомилось с русским художественным наследием и получало моральную и материальную поддержку для собственного творчества (Анатолий Зверев, Владимир Янкилевский и др.).
Десятилетия существования в художественном подполье вынудили Оскара Рабина стать одним из соорганизаторов печально знаменитой «бульдозерной выставки» 1974 года. Оскар Рабин, его сын Александр Рабин, Виталий Комар, Александр Меламид, Михаил Рошаль, Надежда Эльская, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Евгений Рухин, Василий Ситников, Игорь Холин и другие художники решили показать свои картины «на свежем воздухе» на пустыре в Беляево на окраине Москвы. Выставка была уничтожена сотрудниками силовых органов при помощи поливальных машин и бульдозеров, которые закапывали работы художников в грязь. Разгром выставки получил огромный резонанс в мировых СМИ. В результате двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года, художникам разрешили показать свои работы в Измайловском парке. Более 40 художников в течении четырех часов представляли свое экспериментальное творчество тысячам зрителей. Однако легализация неофициального искусства начнется только в конце 1980-х годов.
В 1977 году против Оскара Рабина в Советском Союзе была развернута кампания травли, и он был привлечен к ответственности за «тунеядство». В 1978 году ему с семьей разрешили поехать во Францию по гостевой визе, однако вскоре дистанционно лишили его советского гражданства. Так он оказался в Париже в вынужденной эмиграции, где жил и творил последние 50 лет своей жизни. Только в 2006 году, по решению президента Российской Федерации, посол РФ во Франции официально вручил Оскару Рабину российский паспорт.
С 60-х годов началась международная выставочная жизнь Оскара Рабина. В 2000-х творчество Оскара Рабина получило полноценное признание крупнейших российских государственных арт-институций и целого поколения новых российских коллекционеров.
В 2008 году в Третьяковской галерее прошла масштабная ретроспектива живописи Оскара Рабина, организованная Фондом U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых. В 2013 году Мультимедиа Арт Музей открыл выставку «Оскар Рабин. Графика 1950 — 1960-х гг.», приуроченную к 85-летию художника, в которую вошли графические работы из собрания Александра Кроника и живопись из собрания Tsukanov Family Foundation.
Работы художника находятся в собраниях крупнейших российских и мировых музеев: Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), где в 2016 году с огромным успехом прошла выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000», состоящая из работ, переданных в дар музею Фондом Владимира Потанина, крупнейшими российскими коллекционерами и российскими художниками. Произведение Оскара Рабина в дар Центру Жоржа Помпиду передал Фонд U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых.
Трагическая и героическая жизнь Оскара Рабина, пережившего смерть сына и жены, прервалась в год его девяностолетия, когда он готовил во Флоренции выставку своих работ и работ своей второй жены — художницы Татьяны Лысак.
Новая выставка Оскара Рабина в МАММ — дань творчеству классика и продолжение программы МАММ, представляющей историю российского современного искусства новому поколению зрителей. Это наша попытка «восстановить связь времен». В рамках выставки в кинозале музея будут показаны кинофильмы о жизни и творчестве художника: «Оскар» (Режиссеры Евгений Цымбал и Александр Смолянский); «Счастливый путь» (Режиссеры Татьяна Пинская и Александр Шаталов).
В экспозицию вошли работы из собраний Государственной Третьяковской галереи, Tsukanov Family Foundation, Фонда U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых, Александра Кроника, Эльчина и Диляры Сафаровых, Игоря Маркина, Михаила Алшибая, Эрика Багдасаряна, Антона Каретникова, Елены Лисиной и Александра Сапрыкина и Ивана Филонова. Музей выражает огромную благодарность Александру Кронику за помощь в организации выставки.

На основе пресс-релиза






версия для печати