«Жажда античности». Выставка в НИМ РАХ в Санкт-Петербурге

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Место проведения: НИМ РАХ (г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 17)
Сроки проведения: 14 ноября 2018 года – 27 января 2019 года

Выставка «Жажда античности», построенная на материалах из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, рисунках известного российского архитектора М.Б. Атаянца и произведениях из его коллекции, входит в программу мероприятий VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, «Страной – гостем» которого в этом году является Италия.

Причиной обращения к этой теме стало то, что на протяжении нескольких столетий для петербургской Академии художеств, как и для всего европейского искусства, античность служила не только источником неисчерпаемого вдохновения, но и была эстетическим образцом. Искусство Древних Греции и Рима считалось эталоном совершенства как в пластике, так и в архитектуре. В XVIII –XIX вв. художники разных стран изучали дошедшие до нас памятники античности.

Интереснейшим разделом станут пробковые модели итальянских мастеров Антонио Кики и Доменико Падильоне, хранящиеся в музее. Храм в Пестуме, Пантеон, гробница Цецилии Метеллы, храм Фортуны, храм Сатурна, арки Тита, Константина, Септимия Севера, пирамида Кая Цестия и другие строения античного Рима, выполненные во второй половине XVIII века по заказу Екатерины II и в первой трети XIX века, воспроизводят облик шедевров архитектуры, которыми восхищались живописцы и зодчие из различных европейских государств, в том числе из России.

В экспозиции, в которую войдет около 200 работ, будут представлены практически все графические произведения Шарля-Луи Клериссо (1721-1820), хранящиеся в музее. Французский зодчий и рисовальщик всю свою деятельность посвятил изучению памятников римской античности. Его рисунки оказали значительное влияние на формирование классического вкуса в Европе. Екатерина II, высоко ценившая Клериссо, приобрела у него более тысячи рисунков, небольшая часть которых в 1935 году была передана в Музей Академии художеств.

Преемственность в постижении античных идеалов прослеживается в великолепных акварелях, выполненных в XIX – начале XX века наиболее талантливыми выпускниками Императорской Академии художеств, отправленными для усовершенствования за границу. Листы архитекторов К.А. Бейне, запечатлевшего Парфенон в Афинах, форум с триумфальной аркой в Помпеях; Н.И. Мартоса, А.П. Брюллова, А.М. Горностаева, Г.Д. Гримма, В.А. Коссова, А.И. Кракау, В.А. Щуко являют нам примеры тонкого постижения законов архитектуры, которыми владели древние.

Наш современник, выпускник Института им. И.Е. Репина, выдающийся архитектор и блестящий рисовальщик М.Б. Атаянц, убедительно показывает, что он – истинный наследник великой культуры предшественников.

По материалам пресс-релиза






версия для печати