Выставка произведений Андрея Горского (1926-2015) и Николая Горского-Чернышёва «Святая Земля и история России» в Москве

 

Даты экспонирования: 20 апреля - 14 мая 2024.
Место экспонирования: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 26, этаж 3; вход по спискам)

Выставка демонстрирует творчество двух столь не похожих друг на друга, но очень близких по мировосприятию и отношению к окружающему их миру авторов - народного художника России, академика Российской академии художеств Андрея Петровича Горского (1926-2015) и заслуженного художника России, академика Российской академии художеств Николая Андреевича Горского-Чернышёва. Экспозиция представляет органичное сочетание творческих устремлений отца и сына, посвященных теме истории России, неразрывно связанной с православием и его истоками на Святой Земле.
Андрей Петрович Горский – один из корифеев русского реализма второй половины ХХ века. Он представитель старшего поколения московских живописцев, чей дебют в искусстве пришелся на начало 50-х годов. Именно это поколение художников прославилось острым гражданским пафосом творчества. Циклы картин «Старая Москва» и «Древняя Русь», монументальный триптих «Красная площадь» вошли в сокровищницу русского искусства и закрепили за художником одно из лидирующих мест в отечественной исторической живописи.
Ранние работы, выполненные шестнадцатилетним художником, показывают нам Москву военных лет (« На Маросейке», «Улица Покровка в первомайские праздники» 1943), по окончании института А.П.Горского захватила история родного города («Последние дни вольницы стрелецкой», «Москва 17 века» 1951-1952гг. и другие известные его произведения, находящиеся теперь в Музее истории Москвы).
Влюбленный в Москву, в свой родной город и его многовековую историю, художник черпал вдохновение не только на улицах и площадях родного города. Он много и плодотворно работал в Подмосковье, в Тверской области, в окрестностях «Академической дачи» им. И.Е.Репина. Им написаны серия портретов крестьян, «деревенские» натюрморты, интерьеры древних церквей, и, конечно, пейзажи столь милой сердцу художника российской глубинки.
Военной тематике посвящены его картины «День Победы 9 мая 1945 года» и «Каждая пядь земли». Одним из самых ярких произведений Горского, связанных с Великой отечественной войной, стала картина «Без вести пропавший. 1946 год», экспонировавшаяся на Биеннале в Италии. Сейчас эта знаменитая картина находится в Музее Победы на Поклонной горе, а ее вариант демонстрируется на выставке в Совете Федерации.
Картины Горского захватывают зрителя одухотворенностью образов, заставляют задуматься об исторических путях России, ее предназначении и национальной самобытности. Все творчество Андрея Горского глубоко национально, без громкого пафоса, оно выражает самую суть русского характера, ту духовную составляющую русского народа, которая помогла ему выстоять в нелегких перипетиях истории.
Многие годы Андрей Горский возглавлял комиссию по охране памятников при Союзе художников. При его непосредственном участии удалось добиться передвижки здания газеты «Труд», понизить этажность гостиницы «Россия» в Зарядье, редакции «Известий» на Пушкинской площади, здания ТАСС у Никитских ворот, отстоять готовившиеся к сносу Гранатный двор на улице Щусева, палаты XVII века на Кропоткинской площади, ансамбль домов музея Федора Ивановича Шаляпина.
Сын Андрея Петровича Николай Горский-Чернышёв - яркий представитель московской школы живописи, ученик Т.Т. Салахова, продолжатель живописных традиций известной династии художников. Его дед, Николай Михайлович Чернышев - один из знаменитых художников XX века, ученик К. Коровина и В. Серова; родители - известные московские живописцы, Екатерина Чернышева и Андрей Горский. Автор выбрал самый сложный путь - остаться верным семейной реалистической художественной практике и обрести себя как самостоятельную творческую личность.
Творческие пристрастия Н.А.Горского-Чернышева складывались еще в начале 1980-х годов, поэтому в экспозиции представлены работы, созданные за прошедшие тридцать лет постоянной работы. Его искусство постоянно демонстрирует рост, которому многие живописцы могут позавидовать. Залог успеха творчества Николая Андреевича - высокий профессионализм, мастерское владение красочной палитрой, умение рассмотреть, на первый взгляд, в обыденных сюжетах, духовный импульс и красоту жизни. В его искусстве никогда не угасало сформировавшееся с ранних лет стремление к поэтичности, к созданию образов, проникнутых одухотворенной гармонией. Он не порывает также связей с традициями, унаследованными от мастеров московской школы живописи.
Впечатления от многочисленных поездок, осмысление нравственного опыта христианства или же обращение к мировой художественной культуре - все это воплощается в его работах последних лет. При этом очевидно, что это не просто фиксация сиюминутных впечатлений, а итог глубоких творческих переживаний, стремление показать непрерывность движения времени, преемственности и нетленности накопленных человечеством нравственных и эстетических ценностей. В художественных образах, созданных Н.А.Горским-Чернышёвым, минувшее, прорастая в настоящее, обретает новую жизнь.
Известный итальянский критик и историк искусства Флавио Карола в газете «Коррьера дела Сера» в своей статье, посвященной выставке произведений династии Горских-Чернышёвых в Болонье, дал высокую оценку творчества Николая Андреевича, назвав его «гением среды», «непредсказуемым явлением русского искусства нашего времени».
Начиная с 1983 года художник - постоянный участник крупнейших российских и зарубежных выставок. Персональные выставки проходили в РОСИЗО Министерства культуры России, в ЦДРИ РФ, в Российской академии художеств, в Императорском православном палестинском обществе. Его работы находятся в музеях и частных собраниях России и за рубежом.
С 2011 года Николай Горский-Чернышёв преподает в МГАХИ имени В.И.Сурикова, его студенты получают высокие награды и признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Особо стоит отметить его совместные со студентами путешествия на Святую Землю и последующие отчетные выставки.
На основе пресс-релиза. Фоторепортаж: пресс-служба Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Вадим Дмитриевич Конев для Императорского православного палестинского общества.






версия для печати