Академические звания Императорской Академии художеств


Почётные звания и должности Императорской Академии художеств


Совет - орган управления Академией художеств, учрежденный 1 января 1766 года был утвержден и ведавший «предметами, относящимися до художественной и учебной части». Под председательством президента он включал вице-президента (в те годы, когда такая должность имелась в штатном расписании), ректоров по основным специальностям, архитектора, живописца и скульптора, ведущих штатных профессоров и конференц-секретаря. В разное время Совет менялся количественно и по составу. От его политики во многом зависела художественная жизнь страны.


Назначенный - по Уставу 1764 года художник, претендующий на звание академика. Он представляет свои работы в Совет, где «определяют его в назначенные, дают задачу для пробной штуки», т.е. произведения искусства. «Штука» создавалась «под наблюдением», дабы не было посторонней помощи. Будучи назначенным, художник, как правило, исполнял новое произведение на заданную тему для утверждения в звании академика. Этот порядок практически не применялся во второй половине XIX века.


Академик (лат. academicus, от греч. academia) - почётное звание, присуждаемое Императорской Академией художеств, означавшее признание высокого профессионального мастерства и заслуг в развитии искусства. По Уставу 1764 года и штатному расписанию термин академик означал и штатную должность, и почётное звание. Академики «разных художеств» преподавали по специальностям «не токмо всякого искусства живописцев, пишущих портреты, баталии, ландшафты и всякие виды, цветы, фрукты, животных и архитектурные украшения, також в миниатюре, финифтью и сухими красками; но равным образом орнаментальных скульпторов, гравировальщиков в металлах, крепких камнях и прочих художников как российских, так и иностранных, которые искусством своим, притом и добрым поведением похвалу себе получили». По штатному расписанию 1764 года академиками признавали также преподавателей в классах «разных художеств», т.е. часового, токарного и т.п. Последние вскоре были упразднены.

В XIX веке академиков стало больше, чем штатных мест в Академии. Поэтому в тот период слово «академик» означало только почётное звание, не связанное с преподаванием, было свидетельством высокого профессионализма, что подтверждалось самым компетентным учреждением России в сфере искусства - Академией художеств. Как правило, звание академик присуждали за одно (иногда - несколько) выдающихся произведений. Тему (сюжет) предварительно утверждал Совет Академии.

После введения в 1893 году нового Устава, звание академик стало высшим почётным званием. Теперь его удостаивались не только за отдельные произведения, но и за известность на художественном поприще. Звание академик получали также знаменитые деятели культуры (историки искусства, собиратели музейных коллекций и т. д.).


Советник - звание, следующее за академиком, - для художников в классах «подчиненных видов искусств» (например, портретном, баталий, ландшафтном и др.). В 1830 году звание было упразднено и заменено званием профессоров 2-й и 3-й степени, которое давалось «не по освобождении вакансий, "как было доселе", но по достоинству трудов и степени познаний».Уровень 2-й и 3-й определялся жанровым характером класса, где значился профессор.


Профессор - в XVIII веке система академических званий сложилась в соответствии с иерархией художественных ценностей классицизма. Поэтому лишь историческому живописцу, скульптору и архитектору присуждали высшее звание профессора. По Уставу 1764 года только они входили в состав Совета и имели право возглавить ведущие классы исторической живописи, скульптуры и архитектуры. Художественными классами «подчиненных родов живописи» (портретным, баталий, ландшафтным и др.) руководили академики. Таким образом, звание профессора было выше звания академика. При назначении на должность первый получал несколько более высокий чин по «Табели о рангах».

В соответствии с Уставом XVIII века звание профессора присуждали за выдающиеся творческие заслуги. «В Профессоры Живописи, Скульптуры и Архитектуры производятся из Адъюнктов профессорских всем Собранием по большинству баллов». В начале XIX века (по дополнению к Уставу 1802 года) «для производства в звание профессора адъюнкт-профессора представляет от живописи – историческую картину, от скульптуры - мраморную фигуру», от архитектуры - подробный проект здания. Тему (сюжет), как правило, предварительно утверждал Совет. Он же путем баллотировки присуждал звание. При этом многое зависело от президента, председателя Совета, а в отдельных случаях и от императора, особенно когда в 1817 году Академия художеств перешла в ведение министерства Императорского двора. В первой половине XIX века профессоров «трех главных отраслей искусства: живописи, скульптуры и архитектуры» называли штатными. Они включали две степени, первую и вторую. Ведущим был профессор первой степени. Кроме профессоров «по части художеств», по Уставу и штатному расписанию 1764 года предполагались профессорские должности по научным дисциплинам: «перспективе, оптике, анатомии, остеологии, миологии, географии, иконологии, и митологии[мифологии]». Впоследствии количество и состав научных дисциплин менялись, «преподаватели в классах наук» имели гораздо более скромный научный и общественный статус.

Жесткая шкала начала смягчаться с середины XIX века, преимущественно в живописных классах. Звание профессора стали давать не только за сугубо историческую, но и за «историческую и портретную живопись» вместе. Во второй половине XIX века известны (хотя и не слишком частые) случаи присуждения званий профессора жанристу, баталисту и пейзажисту. При этом новые профессора совсем не обязательно возглавляли классы. Тенденция «не делать различия между жанрами» сказалась и в программах на большую золотую медаль. Своеобразное «уравнение жанров» проходило в упорной борьбе сторонников преобразований с консерваторами, убежденными последователями жанровой иерархии.

По распоряжению императора Александра III в 1893 году была проведена реформа: полное преобразование Академии как художественной школы и как центра художественной жизни и политики. Это положило конец «дискриминации» в академических званиях по «жанровому признаку». После реформы изменился и статус профессора. Суть реформы заключалась в том, что дореформенная Академия была разделена на две. Одна - под прежним названием, но с иным составом. Это - «академическое собрание», включавшее академиков-художников и академиков-деятелей культуры и архитекторов, широко известных в стране. «Бывшая Академия преобразовывалась в Высшее художественное училище» и относилась к «разряду высших учебных заведений». Она была также связана с Академией художеств. Как и во многих высших учебных заведениях, где по штатному расписанию полагалась руководящая должность профессора, имеющего соответствующее звание, в Училище существовала должность профессора - руководителя мастерской определенной специальности (пейзажной, жанровой живописи и др.). Профессорами-руководителями стали выдающиеся художники и педагоги.


Почётный вольный общник - почётное звание, утвержденное в 1766 году как дополнение к Уставу для знаменитых художников-иностранцев, которых особенно высоко ценили и надеялись привлечь к деятельности русских пенсионеров Академии художеств за рубежом. Большинство архитекторов из числа иностранцев, работавших в России, и их русские коллеги также удостаивались этого звания. Отечественные живописцы и скульпторы получали его нечасто и в тех случаях, когда по тем или иным причинам (иногда сугубо формальным) Совет не считал целесообразным присудить высокое звание профессора (иногда и академика), но полагал нужным отметить заслуги автора. В основном звание почётного вольного общника предназначалось известным в свое время деятелям отечественной культуры «в уважение любви и познаний искусства» (историкам искусства, критикам, писателям, поэтам, музыкантам и т. п.). После реформы 1893 года это звание было отменено.


Адъюнкт (лат. adjunctus - присоединенный) – в конце 1750-х и начале 1760-х годов в только что созданной Императорской Академии художеств первыми преподавателями-профессорами были иностранцы. Они нуждались в адъюнктах-помощниках. «По свидетельству от профессоров от академии» адъюнктов назначали из числа наиболее успевающих и талантливых учеников. При императрице Екатерине II по Уставу и штатному расписанию 1764 года утверждались должности «адъюнкт-ректора» и «адъюнкт-профессора». Последние были помощниками ведущих профессоров в классах исторической живописи, скульптуры и архитектуры. Как правило, с перспективой стать профессором в основном «по освобождении вакансий».


Товарищ президента – должность помощника, введенная в президентство великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I. Первым товарищем президента стал выдающийся скульптор, гравёр, профессор граф Ф.П.Толстой. Он и прежде, будучи вице-президентом при президенте герцоге Максимилиане Лейхтенбергском, исполнял его обязанности: ибо президент поручал ему «разрешать обыкновенного рода дела по академии». После кончины герцога Лейхтенбергского в 1852 году президентом стала его вдова - великая княгиня Мария Николаевна. Её помощником оставался Толстой, занимая официальную должность товарища. В 1868 году «за преклонностью лет» он покинул Академию. Товарищем президента стал сын императора Александра II - великий князь Владимир Александрович. Обладая широкими полномочиями, он фактически управлял всеми делами Академии. Великий князь пытался укрепить её авторитет в глазах общества, сильно подорванный во времена Марии Николаевны так называемым «Бунтом четырнадцати». После смерти Марии Николаевны великий князь в 1876 году стал полномочным президентом Академии художеств и оставался на этом посту до 1909 года.


Звания учеников Императорской Академии художеств


Академист - ученик Императорской Академии художеств. В XIX веке их называли просто - ученик. Правила их приема на учёбу неоднократно менялись: начиная с зачисления по прошению родителей или покровителей и кончая проверкой на вступительных экзаменах по общеобразовательным предметам (во второй половине XIX века).


Классный художник (одной из трёх степеней) - звание, которое в процессе учёбы получал академист в зависимости от успехов и таланта. На экзаменах, месячном, «третном», полугодовом, его награждали за рисунки и эскизы серебряными медалями, малой или большой. Удостоенный серебряной медали «первого достоинства» (большой) получал звание классный художник третьей степени и соответствующий ему чин четырнадцатого класса, наименьший по «Табели о рангах». Однако и он давал некоторые привилегии. На этом академист мог завершить свое образование в Академии, но мог и продолжить: участвовать в конкурсе на золотые медали. Число их, в отличие от серебряных, было ограничено. Принять участие в этом конкурсе мог только тот, кто обладал серебряными медалями. Тему (сюжет) конкурсной картины, как это предусмотрено Уставом, задавал Совет. Получивший золотую медаль «второго достоинства» (малую) удостаивался звания классный художник второй степени и чина двенадцатого класса. На этом он также мог закончить своё образование или участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Победивший в последнем конкурсе имел звание классный художник первой степени, чин десятого класса, и, что крайне важно, - получал право для поездки за казённый счет за границу и проживания там в течение нескольких лет для дальнейшего совершенствования. Система последовательного награждения медалями и присвоения званий складывалась постепенно. С начала XIX века она соблюдалась достаточно строго, хотя бывали и исключения.

В 1876 году ввели более упрощённую, систему оценок конкурсных эскизов на экзаменах. Прежняя оценка в виде номера по достоинству каждого эскиза была заменена одной из 4-х категорий. Высшей считалась первая. Она давала право на серебряную медаль (малую, иногда - большую), на участие в конкурсе на денежную премию, а впоследствии - и золотую медаль. В целом же, в практике поздней Академии художеств не было прямой и абсолютной зависимости ни от номера категории (I-IV), ни от их количества для получения серебряных медалей и даже званий художников, неклассных или классных.


Неклассный художник - звание, которое получал академист, удостоившийся на экзамене в натурном классе по рисунку (позднее и по живописи) серебряной медали второго достоинства (малой). Имея такую медаль, он приобретал право называться «художник». Ему выдавали аттестат неклассного (свободного), и он мог стать «рисовальным учителем в низших и средних учебных заведениях». Обучавшийся архитектуре - «архитектурным помощником». Вместе с тем, неклассный художник имел возможность остаться в Академии художеств и продолжить свое образование. Малая серебряная медаль открывала дорогу к последующим наградам, вплоть до большой золотой.

В XIX веке известны случаи, когда звание «художник» присуждали молодым людям, не имевшим начального академического образования, но где-то в России или за рубежом научившимся основам профессиональной грамоты. Они представляли в Академию свои произведения, и Совет, учитывая способности и профессиональные навыки, признавал их «художниками» (свободными) и выдавал аттестат.


Пенсионер - молодой художник, успешно прошедший конкурс на большую золотую медаль и посланный за границу за казенный счет для дальнейшего совершенствования в течение нескольких лет. Содержание для жизни за рубежом называлось пенсион. Пенсионер должен был регулярно информировать Академию о своих делах, а после истечения срока прислать законченное произведение - свидетельство успехов. За него он мог получить звание назначенного, в XIX веке - академика. Тему (сюжет) предварительно утверждал Совет.


Материал подготовлен на основе статьи А.Г.Верещагиной, опубликованной в томе словаря-справочника «Академия художеств от основания до наших дней» (М., 2008).

 






версия для печати