РЫНДИНА Анна Вадимовна (1937-2023)


РЫНДИНА Анна Вадимовна (1937-2023)

Искусствовед, художник.
23 мая 1937г., Москва - 20 августа 2023г., Москва. Жила и работала в Москве. Дочь народного художника СССР, профессора, академика Вадима Федоровича Рындина. 

Академик Российской академии художеств (Отделение искусствознания и художественной критики, с 2012г.)
Заведующая Отделом древнерусского и церковного искусства НИИ Теории и истории изобразительного искусства РАХ (1992-2022г.)

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995г.)
Доктор искусствоведения (1991г.)
Профессор (2004г.)
Член Союза художников СССР, России (1965г.)

Образование: исторический факультет МГУ, специальность «История искусств» (1959г., с отличием)

Список научных работ: «Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV-XV вв.». Монография. М., 1978г.; «Прикладное искусство и пластика». 17 а.л. // Г.В. Попов, А.В.Рындина. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. (Центры художественной культуры Cредневековой Руси). М., 1979г.; «Новгородское серебряное дело XIII-XV вв.». 4 а.л.//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI-XV вв. (Центры художественной культуры Cредневековой Руси). М., 1996г.

Под научным руководством А.В.Рындиной с начала 1990-х гг. выходит в свет ряд сборников и каталогов, посвященных разным темам - от древнерусского искусства до произведений мастеров, работающих в сфере современного церковного искусства. Осуществляет с начала 90-х гг. при участии музейной общественности периодическое издание сборников «Древнерусская скульптура» (6 выпусков), раскрывающих как специалистам, так и широкому кругу читателей, малоизвестную ранее область сакрального искусства России, включающую в себя не только состав сюжетов, но также технику и технологию, малых и крупных артефактов. Интерес автора к русской религиозной деревянной скульптуре проявился во множестве научных работ, опубликованных в сборниках ПСТГУ. На долгое время «героем» этого мира становится Образ Николы Чудотворца разного регионального и временного происхождения. Под научным руководством А.В. Рындиной в 2022 году вышел сборник статей «Теория "Москва – Третий Рим" в словесных и визуальных образах. Легенды и реальность», где Анна Вадимовна является ответственным редактором, автором статьи и концепции, созданной по материалам одноименной конференции. Также в 2023 году вышло в свет учебное пособие авторства А.В. Рындиной «Скульптурные образы в пространстве русского храма. Происхождение, сакральный смысл, материал. Эволюция технологии и стиля. От Средневековья к новому времени».

Основные направления научной деятельности: Древнерусская скульптура и иконопись - технология и стиль. Современное церковное искусство. Актуальные проблемы общехристианского единства в религиозном искусстве Востока и Запада (Средневековье и Новое время). Объединение научной общественности на круглых столах, семинарах и конференциях в связи с обсуждением актуальных проблем современной медиевистики и состояния церковного искусства наших дней, значительное место в них занимает реставрация и сохранение памятников монументальной живописи и иконописи.
В 2021 году циклу Научных семинаров Отдела древнерусского и церковного искусства НИИ РАХ, бессменным руководителем которых является А.В.Рындина, исполнилось 20 лет. С октября 2022 года семинары проводятся Анной Вадимовной в рамках Отделения искусствознания и художественной критики Российской академии художеств.
Отдел древнерусского и церковного искусства, возглавляемый А.В. Рындиной в 2019 году, является автором идеи и организатором проекта «Музеи в гостях у Российской академии художеств», в котором участвуют не только российские, но и зарубежные музеи.
Всего Рындиной издано более 200 научных статей в отечественных и зарубежных изданиях.

Основные экспозиционно-выставочные и кураторские проекты:
Российские: научный редактор каталога и выставки «1000-летие Русской Художественной культуры». М., 1988 (Российская академия художеств); куратор Всероссийской Православной выставки «Современное церковное искусство» (Москва, 2005г., ЦДХ); член Оргкомитета Международной выставки Православного искусства «Свет миру» (Москва, 2007г.), автор статьи «Современная икона — современность в иконе» в книге, посвященной выставке. С. 84-117; научный руководитель и куратор выставки «Божий Дар. Иконописец София Мачигина. Учитель. Ученики. Соратники» (Москва, 2023 г., МВК РАХ).
Зарубежные: куратор выставки совместно с Карло Пировано «Животворящее Древо. Русская деревянная скульптура с древнейших времен до ХХ века» (Рим, Капитолийский Музей, 2006г.) Автор вступительной статьи к каталогу выставки «Деревянная скульптура в русском храме». Сакральный смысл и эволюция стиля. С. 16-42; куратор выставки «Под Покровом Богородицы. Современная русская икона. Москва-Мадрид 2011» (Королевская Базилика Божией Матери Аточа, Мадрид, 2011г.), автор вступительной статьи к каталогу «Русская икона наших дней. Синтез традиций христианского искусства». Принимала участие в издании зарубежных каталогов в качестве автора: Icone Russe. Виченца. Галерея Палаццо Леони Монтанари. 1999г.; Icone Russe Collezione Banca Intesa. Т. I-III. Милан, 2003г. Описания 147 иконных окладов XVII - XX вв.

Работы в качестве театрального художника: декорации и костюмы к комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Театральный Институт имени Бориса Щукина при Государственном Академическом театре имени Евгения Вахтангова. Режиссер В. Шлезингер. 1961г.), эскизы костюмов к пьесе «Госпожа Бовари» в постановке И. Ильнского и декорациях В.Ф. Рындина (Государственный Академический Малый театр. 1963г.), эскизы костюмов к опере Дж. Верди «Дон Карлос» в декорациях В.Ф. Рындина (ГАБТ. 1964г.), декорации и костюмы к балету Вебера «Видение Розы» (Постановка М. Фокина, восстановленная Марисом Лиепой, ГАБТ. 1966г.), эскизы костюмов к балету «Бахчисарайский фонтан» и «Щелкунчик» (Балетмейстер – Леонид Лавровский, Каирская Национальная Опера. 1966–1967гг.)

Персональные выставки: состоялось 9 выставок, последняя была открыта в залах Российской академии художеств в 2017 году к юбилею автора.

Государственная, общественная и педагогическая деятельность: Научный сотрудник Института истории искусств Российской академии наук (Институт искусствознания, с 1959г.); Старший научный сотрудник НИИ Теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств (с 1987г.); Заведующая Отделом древнерусского и церковного искусства НИИ Теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств (1992); Профессор факультета церковных художеств ПСТГУ, Кафедры истории и теории христианского искусства (1993-2014гг.); Принимала участие в восстановлении внутреннего убранства Храма Христа Спасителя в качестве эксперта по художественным и композиционным решениям при воссоздании живописных циклов (1994-2000гг.); Член экспертного совета Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) (2001-2012гг.); Председатель координационного совета Фонда содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублева (с 2011г.); Член Ученого совета НИИ Теории и истории изобразительного искусства РАХ; Член Ученых советов музеев Московского Кремля, Государственного исторического музея, Музея имени Андрея Рублева.

Государственные и общественные награды и премии: Медаль «В память 850-летия Москвы»; Медаль Святителя Макария к Х-летию восстановления Фонда Святителя Макария; Медаль Св. Патриарха Тихона I степени; Юбилейная медаль Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира»; Орден Святителя Макария III степени; Орден Святителя Макария II степени; Орден преподобного Андрея Рублева II степени.

Награды Российской академии художеств: Медаль Золотая медаль РАХ (2011г.); Медаль Шувалова (2012г., 2014г.); «Достойному» РАХ (2014 г.); Медаль «За заслуги перед Академией» (2017г., 2022г.); Почетная Грамота Президента РАХ (2019г.); Благодарности Президента и Президиума РАХ (2009г., 2013г., 2014г., 2015г., 2016г., 2019г., 2021г.); Диплом Российской академии художеств (2022 г.).



Возврат к списку

версия для печати