КУЗНЕЦОВ Феликс Александрович




Персональный сайт http://www.pterodox.ru/

Художник ДПИ. 

Родился 13 июля 1940 года в Москве. Живет и работает в Москве. 

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, 2013г.) 

Член СХ РСФСР, (1978г.)
Член МСХ РФ, (2012г.)
Член ТСХР, (2014г.)


Образование:
Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском) (1963-1968гг.) Руководитель диплома – Сергеев А. Н.
  
Основные проекты и произведения:  
Брошь «Иероглиф», титан, оксидировка, нерж. сталь,(1983г.)
Брошь «Колор», титан, оксидировка,(1988г.)
Композиция «4 версии», эмаль по стали, латунь,(1989г.)
Кинетический объект «Коперник 2000», белое золото, бриллианты, сталь,(2000г.)
Брошь «Чакра», титан, серебро, фактурная обработка,(2004г.)
Брошь «777», серебро, 2004г.
Кинетический объект «Мир Леонардо», бумага, алюминий,сталь, пластик, магниты,(2005г.)
Инсталляция «Хранители пустоты», алюминий, лазерная резка, гибка, (2013г.)

Произведения находятся в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном Эрмитаже, Историко-архитектурном музее-заповеднике Царицыно, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Музее искусств (Кечкемет, Венгрия), Калининградском музее янтаря. B частных коллекциях в России, Венгрии, Польше, Великобритании, Франции, Швеции и Японии

Персональные выставки: 
Участник российских и международных выставок (с 1969г.)

Государственная, общественная и педагогическая деятельность:
Художник-оформитель, ВНИИ медицинских инструментов и оборудования, (1959-1962гг.)  
Художник-конструктор, Специальное художественно-Конструкторское бюро Мосгорсовнархоза, (1962 - 1963гг.)
Преподаватель проектирования, цветоведения, МВХПУ б. Строгановское, (1968-1973гг.)
Художник-конструктор, старший художник КГЭ Кварц-самоцветы, (1971-2010гг.)
Преподаватель композиции, технологии и производственного обучения, Колледж декоративно-прикладного искусства №336 им. К. Фаберже, (1993-1999 гг.)
Дизайнер студийного оформления, РЕН ТВ, (1994-2007гг.)  
Преподаватель проектирования, компьютерного моделирования, МГХПА им. Строганова (с 2011г.) И.о. доцента МГХПА им. Строганова, кафедра Художественного металла. Проектирование, компьютерное моделирование.

Государственные и общественные награды и дипломы: 
2-я премия СХ РСФСР по разделу декоративных искусств,Московская Осенняя выставка,(1981г.)  
Медаль «Яблонец83», Диплом «Яблонец 87», Международной квадриеннале ювелирного искусства, г. Яблонец, ЧССР,(1983, 1987гг.) 
Диплом Международного конкурса ювелирного искусства «Колор», г. Легница, ПНР,(1988г.)
Диплом Международной биеннале художественной эмали, г. Лимож, Франция,(1988г.)
Гран-при по разделу «дизайн» Арт-биеннале «105 стран», Валетта, Мальта,(2005г.)
Золотая медаль «За вклад в отечественную культуру», ТСХР,(2013г.)


Награды РАХ:
Серебряная медаль РАХ (2002г.)





Перфильева Ирина: ОБЪЕКТ В ПРОСТРАНСТВЕ; ОТ МАЛОГО, ДО ВЕЛИКОГО.

Феликс Кузнецов – один из тех немногих современных российских художников, к кому, по-видимому, и были обращены концепты таких мастеров авангардных стилистических направлений первой половины и середины ХХ века, как Василий Кандинский, Пит Мондриан, Виктор Вазарели. С ними Ф. Кузнецова связывает отсутствие «футуристического эпатажа» и исследовательски-аналитическое отношение к принципам искусства, поиск новых его горизонтов, формулирование в художественном произведении идеи, а не создание конечной предметной формы. Их обращение к абстрактному искусству было инспирировано эволюцией сознания художника-творца в органически-закономерном качестве. Как сформулировал Д.В. Сарабьянов, анализируя творчество и исследовательскую работу В. Кандинского: «Нужно было на место прежних отношений реальных предметов друг с другом поставить новые: взаимоотношения чистых выразителей эмоций и духовных представлений, выразителей основывающих свои возможности на абстрагированных формах, линиях, цветах». Их творческие поиски показали, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Опыты неопластицизма Пита Мондриана это также путь от визуального отображения мира к погружению в глубину его содержания. Место отображения отношений реальных предметов друг с другом заняли абстрагированные символы-знаки, выражающие эмоции и духовные представления. Вслед за этими мастерами западноевропейского искусства 

Ф. Кузнецов осознал, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Особенно близки молодому автору оказались творческие поиски В. Вазарели, художника и теоретика искусства, основоположника оп-арта. Он также самостоятельно исследовал творческое наследие советских конструктивистов 1920-х годов – Н. Суетина и И. Чашника. Отталкиваясь от их опыта, художник делает шаг к развитию формы в пространстве как «живого» объекта.

Ф. Кузнецов не только и не столько изучал, сколько эмпирически исследовал, пропускал через себя, избирал то, что становилось своим, неотъемлемым в его авторской манере, в какой бы сфере он ни работал: интерьер, декоративная посуда из камня или ювелирные украшения. Он сам прошел путь эволюции художественного сознания от реальности к синтезу – дискурсивный метод творчества. Традиционные представления о ювелирном искусстве не укладывались в параметры принципов нелинейного мира искусства второй половины ХХ века. Ясность и структурированность художественного текста должны были сменить новые способы выражения, соответствующие разомкнутости художественного сознания и неограниченному простору для интерпретаций. И в то время как западные коллеги художника сосредоточились на экспериментах с материалами и технологиями внутри предметной формы, Ф. Кузнецов искал более масштабные выходы к «поэтике» открытого пространства. 

Читать далее


Возврат к списку

версия для печати