ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович


Персональный сайт www.tsereteli.ru

Художник-монументалист,живописец, скульптор.

Родился 04.01.1934 г. в Тбилиси, Грузия.
Живет и работает в Москве.

Президент Российской Академии художеств (1997)

Директор Московского музея современного искусств (1999)
Директор Галереи искусств Церетели (2000)

Народный художник СССР и РФ (1979, 1993)
Народный художник Грузинской ССР (1978)

Посол Доброй Воли ЮНЕСКО (1996)

Государственные награды:
Герой Социалистического труда (1991)
Лауреат Ленинской премии (1976) - за пространственно- декоративное решение детской зоны курортного городка в Адлере (1973).
 Лауреат Государственных премий СССР
 (1970- за мозаичные композиции Ленинского мемориала в Ульяновске (1969) и во Дворце профсоюзов Тбилиси (1969-1970);,
1983- за участие в создании гостиничного комплекса "Измайлово" в Москве (1980).) и РФ (1996) - за мемориальный комплекс "Памятник Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)" на Поклонной горе в Москве (1990-1995).
Орден «Дружбы народов» (Россия, 1994)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, II степени и I степени (Россия, 1996, 2006, 2010)

Зарубежные награды и звания:
Действительный член Европейской академии наук и искусств (2009)
Иностранный член-корреспондент Французской Академии изящных искусств (2002)
Член- корреспондент Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (Испания, 1998)
Почетный профессор Брокпортского университета изящных искусств (США, 1979)
Иностранный член Национальной академии искусств Украины (2011)
Член Международной Академии (2016)

Лауреат премии Пикассо (1994)
Медаль «Вермей» ( высшая награда г.Парижа за вклад в культуру и искусство, 1998)
Кавалер Почетного Креста «Комбатан волонтер»Ассоциации ветеранов французского Сопротивления(2000)
Орден Габриэлы Мистраль (Чили, 2002)
Офицер Ордена искусств и литературы (Франция, 2005)
Кавалер Ордена Почетного легиона Франции (2010)
Золотая медаль Почета Национального общества искусств США (2010)
Международная премия имени Джузеппе Шиакки (Италия, 2011)
Премия "За жизнь в искусстве-2012" ( Римская академия изящных искусств, 2011)
Крест Ордена «За Гражданские заслуги» (Испания, 2012)
Почетный знак «Золотой век» (Министерство культуры Республики Болгария,2012)
Императорский Орден Св. Анны. (Российский Императорский Дом,2013)
Медаль ЮНЕСКО "Пять континентов".(2014.)
Советник по международному сотрудничеству Национального музея изобразительных искусств Китая. (2015).
Почетный Гражданский орден - Серебряная звезда "70 лет Великой Победы".(2015).
Награда Европейской научно-промышленной палаты "За большой вклад в искусство". (2015).
«Почетный крест культуры и искусства» за вклад в мировое изобразительное искусство и гуманизацию человечества «Общества Альберта Швейцера». (2015).
Орден Карла Фаберже. (2016).
Почетная награда Республики Болгария – Памятный знак «1150-летию крещения болгар». (2016).

Награды и звания субъектов РФ
Почетный знак Губернатора Тверской области «Во благо земли Тверской» (2016).
Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской Республики (2016).
Знак «За заслуги в развитии культуры и искусства» МПА СНГ (2016).
Медаль «В память о 110-летии со дня рождения Мусы Джалиля» (2016)
Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2017)

Окончил  Тбилисскую академию художеств (1958 г.) . Учился у В.И.Шухаева, И.Шарлеманя, У.М.Джапаридзе, Э.Ахвледиани, Е. Лансере.

Работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.

Среди основных произведений: комплексные композиции: художественное решение курортного комплекса в Пицунде (Грузия, 1967), мозаичный бассейн "Морское дно" в архитектурном ансамбле гостиницы "Венец" в Ульяновске (Россия, 1970), рельефно-мозаичная композиция для Тбилисского автовокзала (Грузия, 1972), монументальный ансамбль детского курортного городка (1973), "Счастье народов" (Тбилиси, Грузия, 1980), монумент "Дружба навеки" (1983) в Москве, горельефная композиция "Легенды Крыма" для фасада гостиницы "Ялта" в Ялте (Украина, 1978), художественное оформление гостиницы "Спорт" (1980) в Москве, мозаичные композиции и эмалевые панно для венгерского торгпредства в Москве (1982), общее художественное решение интерьеров глазного центра С. Федорова и композиции в технике витража и эмали (Москва, 1983), эмалевые панно "Куликовская битва" и "Отечественная война 1812 года" для интерьера Министерства обороны (Москва, 1984), скульптурно-пространственная композиция "Святая Нина" (Тбилиси, Грузия, 1988-1994), кресты, бронзовые врата, скульптуры для Храма Христа Спасителя в Москве (1995-1998); скульптурные композиции для Московского зоопарка (1996); общеее дизайнерское решение Манежной площади и интерьеров торгово-рекреационного комплекса "Охотный ряд" (1997); мозаичное дно реки Неглинки, баллюстрада набережной реки Неглинки, садово-парковая и фонтанная скульптура, фонари, часы мира (Москва, 1997). Памятник Петру I ("Триста лет Российского Флота" в Москве (1997). памятник Святой Равноапостольной Княгине Ольге. (Псков. Россия.2003) , памятник И.И.Шувалову.( Композиция во внутреннем дворике здания Российской академии художеств. Санкт-Петербург. 2003),  памятник И.И.Шувалову.( Композиция перед зданием новой библиотеки МГУ.Москва. Россия. 2005),  памятник генералу Де Голлю. Москва.2005, памятник Св.воину Пересвету.( Пос.Борисоглебский Россия.2005), памятник Минину И Пожарскому. (Творческое повторение памятника работы И.Мартоса. Нижний Новгород. Россия. 2005) , памятник Св. Иринарху Затворник.(Пос. Борисоглебский, Ярославская обл. Россия. 2006),  монумент Петру Великому (Санкт-Петербург) скульптурная композиция  «Ипатьевская ночь».( Москва. Россия. 2007), памятник Олегу Рязанскому. (Рязань.Россия. 2007), «Жены декабристов. Врата судьбы». (Москва.Россия.2008), Памятный знак, посвященный жертвам террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года. (Москва.Россия.2010 ), памятник П.А.Столыпину. (поселок Октябрьский Ульяновской области.Россия .2012), памятник  Зое  Космодемьянской. (Руза. Россия. 2013). Скульптурная композиция "Большая тройка".(Ялта. Россия. 2015),Памятник военному летчику ,Герою России  А.С.Маслову.(2015. Пос. Проводник Коломенского района Московской области .Россия),Скульптурная композиция «Казачеству». (2015. Ст.Бриньковская Краснодарского края. Россия). Памятник  воинам 7-й Бауманской дивизии народного ополчения. (2015, Москва). Памятник писателю Глебу Успенскому.(2015. Тула). Памятник Дяде Степе.(2015.Самара .Россия), Скульптурный портрет В.В.Жириновского (2016.Москва. Россия), Скульптурный портрет Полада Бюльбюль оглы (2016), Бюст Елизаветы Петровны (2016. Алтай. Россия), Памятник  сотнику М.Я.Чайке.(2016. Краснодарский край. Россия), памятник поэтам-шестидесятника. (2016.Тверь.Россия), мемориальная доска хирургу А.Н.Бакулеву(2016. Москва. Россия), памятник поэту Шота Руставели (2016. Санкт-Петербург, Россия), памятник Герою Советского Союза П.А.Белову( 2016. Новомосковск. Россия),  Аллея правителей России (33 бюста,2017, Москва, Россия).

Монументальные работы за рубежом: композиция "Счастье детям всего мира" (Брокпорт, штат Нью-Йорк, США, 1979); памятник "Наука, образование - миру" ("Прометей") (Брокпорт, штат Нью-Йорк, США, 1979); монумент "Разрушить стену недоверия" (Лондон, Англия, 1989); скульптурная композиция "Рождение нового человека", посвященная Христофору Колумбу, авторский вариант памятника в Севилье, установлена во дворе штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже в 1994 г. (Франция); монументальная композиция "Рождение нового человека" (Испания, Севилья, 1995); памятник-комплекс, посвященный Колумбу в США (1985-1994); монумент "Добро побеждает зло" (1990, Нью-Йорк, перед зданием ООН, США), памятник Н.В.Гоголю.( Рим. Италия.2002), памятник Святителю Николаю Чудотворцу. (Бари. Италия. 2003),«Оноре де Бальзак». Скульптурная композиция.( Агда. Франция.2004), памятник жертвам Холокоста. (Иерусалим. Израиль.2005) ,  монумент, посвященный борьбе с международным терроризмом. (Байонн.США.2006) , памятник Св..Георгию Победоносцу.  (Тбилиси. Грузия. 2006) , Ппмятник Папе Римскому Иоанну Павлу Ii. (Плоэрмель.Франция.2006) , памятник бывшему Премьер-министу Японии Итиро Хатояме. (Токио. Япония. 2007), памятник Верховному Комиссару ООН по правам человека Серджио Виере де Мелло..(Женева.Швейцария. 2007), скульптурная композиция «Мушкетеры». (Кондом. Франция. 2010) ,бюст Юрия Гагарина . (Коломбо. Шри-Ланка.2011), скульптурная композиция "Мимино". (Тбилиси. Грузия. 2011), памятник Марине Цветаевой. (Сен- Жиль Круа де Ви. Франция.2012), памятник Основателям  Евросоюза. (Мец. Франция. 2012), памятник Апостолу Павлу. (Верия. Греция. 2013), памятник Рамазу Чхиквадзе. (Тбилиси. Грузия. 2013), скульптурная композиция «Клоуны» (Морчиано ди Романья (область Эмилия-Романья), Италия, 2014), памятник Николаю II ( Республика Сербская,2014) .

Много и активно работая над крупными монументальными проектами, художник не оставляет поиск своего стиля в станковой живописи во всех ее жанрах. Создал серию скульптурных и живописных портретов государственных деятелей, ученых, мастеров литературы и искусства. Его портретная галерея составляет более полутора тысяч произведений. Автор многочисленных живописных композиций, натюрмортов, а также рисунков. С 60-х годов работает также в мозаике, эмали, травлении по металлу, выколотке на меди, гобелене и других техниках. В 1973 году воссоздал технику перегородчатой эмали. Его композиции часто представляют метафорические, символические образы.

Выставки произведений  прошли в крупнейших городах России и стран СНГ:
2003- Ульяновск; 2004 – Бишкек ; 2005- Санкт – Петербург; Ярославль, Липецк,
 Вологда ; 2006 - Москва., ЦВЗ "Манеж,, Тула,,  Пенза, Тамбов , Минск ,,Витебск ,, Обнинск,  Саратов .  Рязань ; 2007- Тольятти.,   Саранск .  Сочи,  Воронеж;  2008- Казань ,  Павловский Посад ,  Нижний Новгород ,  Ижевск , Владимир ,  Пермь ,  Йошкар-Ола,  2009 -Кострома , Москва. ГТГ, Санкт-Петербург. ГРМ , Великий Новгород, Ростов-на-Дону , Краснода,  Ставрополь,  Орел;  2010 –Элиста,  Чебоксары,  Таруса,  Самара,  Волгоград , Рыбинск , Звенигород  Стрельна, Санкт-Петербург , Малоярославец , Екатеринбург,  Челябинск , Тула,; 2012 –Тбилиси, Красноярск,  Новосибирск,  Набережные Челны,  Томск,  Кемерово,  Ульяновск,  Воронеж , Калуга; 2013- Архангельск, Тверь, Северодвинск,  Омск, Иркутск,   Вологда . Калуга.Дом музыки,  2014- Сыктывкар, Москва. ММСИ , Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, Муром, Йошкар-Ола, Владимир, Астрахань, 2015- Тверь, Майкоп. 2016 - Черкесск, Тверь, Новый Иерусалим, Ярославль, 2017-Липецк, Новый Уренгой, Херсонес

Зарубежные персональные выставки
З.К.Церетели в Стамбуле(2005), в штаб – квартире ЮНЕСКО в Париже (2007), Брисбене (Австралия, 2007), Харбине (КНР, 2008), Пловдиве (Болгария, 2009), Нью-Йорке (2010),экспозиция работ в Париже в разделе Национальной выставки в Гран-Пале (Франция,2010), Палермо, Риме в рамках Года России-Италии (2011).,Цюрих(2014), Стамбул (2015), Алматы(2015), Рига (2015)., Верона(2016) Канны (Франция, 2017) 



З.К.Церетели - президент РАХ


Зураб Константинович Церетели возглавляет Российскую академию художеств с декабря 1997 года. Под руководством З.К. Церетели Российская академия художеств была существенно реформирована. Был разработан и утвержден Правительством новый Устав Академии. В нем закреплены прерогативы Академии как высшего научно-творческого центра страны и подчеркнута ее преемственность с Императорской академией художеств, сыгравшей огромную роль в художественном развитии России XVIII начала XX века, а также разработана и усовершенствована структура Академии. Одновременно была выработана обширная творческая программа, подразумевающая участие Академии во всех крупнейших акциях и мероприятиях, имеющих решающее значение в современном художественном процессе.

 Подобно тому, как Императорская академия объединяла лучшие художественные силы своего времени, так и Российская академия художеств произвела в этом отношении существенную реформу. Если Академия художеств СССР отторгала многих талантливых художников, не соответствующих догмам социалистического реализма, то Российская академия художеств конца 1990-х 2010 гг.придерживается позиции плюрализма и включает в свой состав художников разных течений и творческих направлений. Главным критерием для включения в состав Академии того или иного художника провозглашены талант и творческая инициатива. В состав Академии в 1990-е годы вошли Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова, И.П. Обросов, П.Ф. Никонов, Э.Н. Дробицкий и многие другие. К середине 2010 годов основа академического состава включила крупнейших российских художников . Это Т.Салахов, А.и С.Ткачевы, В.Иванов, А.Шмаринов, Б.Мессерер, С.Алимов, С.Бархин, Э.Кочергин, А.Рукавишников, А.Бурганов, М.Переяславец, Н.Мухин, С.Щербаков, Е.Максимов, М.Посохин, И.Лубенников, Н.Шумаков, Д.Швидковский, В.Ванслов, и др.

Усилиями З.К. Церетели с самого начала его деятельности на посту президента Академии был обновлен и расширен состав Президиума, в который вошли выдающиеся мастера изобразительного искусства такие, как например, живописец ДД. Жилинский, скульптор Ю.Г. Орехов, графики А.Д. Шмаринов и М.П. Митурич - Хлебников, архитекторы М.М. Посохин и Ю.П. Платонов и многие другие. Новые выборы пополнили число действительных членов и членов корреспондентов, существенно обновив состав Академии. Была усовершенствована структура аппарата Академии, поднят на новый уровень процесс художественного образования, углублена и получила дальнейшее развитие научная деятельность, а также сделано много других преобразований.

В самом конце 1997 года при общем реформировании структуры Академии в качестве самостоятельного подразделения было создано отделение театрально и кинодекорационных искусств под руководством академика секретаря М.М. Курилко - Рюмина. Это соответствовало возросшей роли художников театра и кино в художественной культуре и новому пополнению ими состава Академии.

Продолжая укрепление связи Академии с регионами России, Президиум Академии по инициативе З.К. Церетели принял в 2001 году решение о создании в системе Академии «Поволжского отделения» с центром в г. Саратове (Отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» функционировало с 1986 года). Председателем «Поволжского отделения» при его основании стал живописец А.В. Учаев, а общее руководство по связи Академии с регионами России было возложено на вице президента Э.Н. Дробицкого.

Именно благодаря объединению лучших творческих сил Российская академия художеств решает в конце XX - начале XXI столетий задачи общегосударственного и международного масштаба. Ее силами создан величественный мемориальный ансамбль на Поклонной горе в Москве, посвященный Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; восстановлена святыня русского народа – Храм Христа Спасителя в Москве; ведущими художниками академии создается художественное оформление Храма святого Саввы в Белграде; установлены многие высокохудожественные памятники выдающимся деятелям истории и культуры в нашей стране и за рубежами Родины; появились значительные достижения в отечественной архитектуре; основан первый в нашей стране Музей современного искусства; организованы сотни выставок, в том числе в российских регионах и в зарубежных странах; идет активное сотрудничество с ЮНЕСКО и с академиями разных стран.

Традиции понимаются руководством Академии широко. Восстанавливается многое из методики выработанного веками художественного образования. Вопросам художественного образования президиум Академии и соответствующее отделение в ней уделяют большое внимание, систематически стремясь к его совершенствованию.

Преемственность подчеркнута рядом, казалось бы, внешних, но весьма симптоматичных признаков. В анфиладе здания Президиума Академии висят портреты всех ее президентов – от основания до конца ХХ века. Восстановлен герб Императорской академии, издан ее Устав, а Устав нынешней Академии согласуется с первоначальным. Восстановлены значки и эмблематика старой Академии. Для членов Академии созданы специальные мантии, шапочки и нагрудные медали. Счет общих собраний (сессий) Академии ведется теперь не с 1947 года, а с первого собрания в XVIII веке. Наконец, первая же большая выставка, которая была организована в 2001 году президиумом АХ во главе с З.К. Церетели, называлась «Императорская – Российская академия художеств». Она включала в себя и современный раздел, и всю ретроспективу Академии, показывая через наиболее типичные произведения основные этапы ее истории и ее художественную школу.

Новым в период деятельности З.К.Церетели в качестве президента РАХ стало также избрание в Академию руководителей ведущих музеев страны: Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеев Московского Кремля, Музея Востока, ректоров МГАХИ им.В.И.Сурикоова, СПБЖСА им. И.Е.Репина, Академии живописи, ваяния и зодчества, впервые вошедших в состав Академии дизайнеров.

В Академию также издавна избирались почетные члены из числа крупных деятелей искусства зарубежных стран. Среди них имена живописца Эндрю Уайета (США), скульптора Мариана Конечны (Польша), графика Рюсэки Моримото (Япония), архитектора Оскара Нимейера (Бразилия) и других .

Наряду с зарубежными мастерами в почетные члены Академии в бытность Церетели стали активно избираться так же и крупные деятели отечественной культуры. При этом их ряды пополняют не только художники, искусствоведы, архитекторы и дизайнеры, но и некоторые политические и религиозные деятели, ученые и медики, оказавшие существенное влияние на современную культурную жизнь, а также видные представители других видов искусства. Так, почетными членами Российскойакадемии художеств стали писатели Ч.Айтматов, В.Аксенов, А.Битов, В.Войнович, Ф.Искандер, поэты Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, АДементьев, Е.Евтушенко, режиссеры кино С.Соловьев, М.Хуциев,Э.Рязанов. Г.Данелия, балетмейстер Ю.Григорович, пианист Н.Луганский, актеры И.Чурикова, В.Лановой.
Все это расширяет и укрепляет связи Академии с различными сферами отечественной художественной культуры, содействует объединению творческих сил, а также дает ориентиры для развития современного искусства.
 
Российская академия художеств, согласно её Уставу, является не просто художественным, а и высшим научно творческим центром нашей страны. Научная работа ведется в ней на кафедрах вузов при РАХ, в которых преподают академики и члены-корреспонденты Академии, и прежде всего, в НИИ теории и истории изобразительных искусств, объединяющем крупнейших ученых искусствоведов в данной области. За десятилетия своего существования Институт подготовил и выпустил целую библиотеку книг, альбомов, учебников и учебных пособий, словарей и энциклопедий, популярной литературы, обогативших нашу культуру и сыгравших немалую роль в просвещении и духовном развитии любителей изобразительного искусства, как и в формировании профессионалов.

С началом президентства З.К.Церетели расширилась пропагандистская и популяризаторская деятельность Академии. Продолжалось издание «Информационого бюллетеня» о её деятельности. Стал систематически выходить журнал «ДИ» (диалог искусств), широко и глубоко освещающий творческую жизнь Академии и актуальные вопросы художественного развития. На протяжении ряда лет издавался журнал «Академия»,в котором публиковались материалы, посвященные истории и современной деятельности Академии художеств. Деятельность Академии освещается также в печати и в электронных средствах массовой информации. О творчестве всех членов Академии создаются документальные, видео фильмы, диски CD. Появился сайт Академии, академические страницы в социальных сетях в Интернете. Всё это способствует повышению престижа и авторитета Академии в общественной и художественной жизни России.

Крупными культурными инициативами З.К.Церетели стало создание первого в стране Московского музея современного искусства (Петровка, 25, Ермолаевский,17, Гоголевский,10) , Галереи искусств на Пречистенке,19 , международной кафедры ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры при Российской академии художеств, что позволило развернуть ее многообразную деятельность.
В 2007 году широко отмечалось 250-летие академии художеств. В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве прошло торжественное собрание Академии, открывшее цикл праздничных мероприятий.Масштабные выставки работали в Московском Манеже ,Санкт- Петербурге, других российских городах. Юбилейные мероприятия прошли в институте им. И.Е.Репина в Санкт-Петербурге и завершились в Екатерининском дворце в Царском Селе.

Несмотря на сложности, связанные с реформой государственных академий наук в России (с 2013 года), уходом из ее структуры ряда учреждений, Академия осталась одним из ведущих учреждений культуры в стране. Усилия президента З.К.Церетели направлены на возвращение Академии образовательных функций. Благодаря его деятельности, в состав Академии возвращены творческие мастерские, региональные отделения, ряд других подразделений. Не прекращается активная выставочная деятельность, проводятсмя масштабные российские и международные конференции. В 2010-годы стартовали крупные долгосрочные научные проекты «Искусство и наука в современном мире», «Искусство, наука и религия», «Гуманистические основы и социальные функции искусства» и многие другие. Изучаются, осваиваются и внедряются новейшие технологии. В 2017 году отмечалось и 260-летие Академии. В рамках юбилейных мероприятий прошел крупный международный научный форум и масштабная интерактивная выставка, представившая все периоды истории Академии художеств.

В своих публичных выступлениях и интервью З.К. Церетели говорит о программных задачах Академии. Он подчеркивает необходимость приумножать богатство российской культуры, развивать индивидуальность художника и сохранять традиции реалистического искусства. Но на процессы современного искусства необходимо смотреть широко. По мнению З,К.Церетели Академия призвана содействовать многообразию искусства, всемерно помогать творчеству молодых художников, изучать отечественный и зарубежный опыт, как и творчество российских художников за рубежами Родины. Члены Академии должны создавать такое искусство, которое имело бы музейную ценность. Академия должна всячески укреплять и развивать школу профессионального художественного образования.


Материал подготовле на основе статьи В.В.Ванслова «Зураб Константинович Церетели»

(Сб. «Президенты Академии художеств.(Советсткий Союз-Российская Федерация». Ред. В.В.Ванслов. М.,2006).



Возврат к списку

версия для печати