Российская академия художеств Структура Состав Президент Президиум Российской академии художеств Официальные документы Противодействие коррупции Награды Памятные даты Юбилейные даты 250-летие Академии Императорские мастерские

1757-1763. И.И.Шувалов - основатель и первый главный директор


И. И. Шувалов - de facto первый президент Академии Иван Иванович Шувалов родился 1 ноября 1727 года в Москве. Отец его умер, когда мальчику было 10 лет. Семья была небогата, и, как и многие дворянские «недоросли» той поры, образование Иван Иванович получил самое простое. Он неплохо знал французский и немецкий языки, имел некоторые познания в математике. В общем, ничто не предвещало ему блестящей карьеры. Все переменилось в ноябре 1741 года. Двоюродные братья Ивана Шувалова - камер-юнкеры Петр и Александр Шуваловы, жившие в Петербурге, сыграли заметную роль в дворцовом перевороте, приведшем на престол дочь Петра Великого Елизавету. И она щедро наградила их. В следующем году новая императрица несколько месяцев провела в Москве. Сопровождавшие ее Шуваловы заметили своего двоюродного брата - пятнадцатилетнего Ивана, отличавшегося не только «благонравием и прилежанием к учению», но и особой миловидностью. Так Иван Шувалов попал в Петербург, был определен пажом к царскому двору.

Петр и Александр Шуваловы и в дальнейшем помогали карьере кузена. Он был произведен в камергеры и получил особое помещение во дворце. Блестящее положение при дворе открывало перед молодым сановником огромные возможности. Однако он больше интересовался книгами и искусством; собрал хорошую библиотеку, дом его был полон картин и скульптур. Он был известен как меценат и истинный поклонник наук и искусств, много читал, переписывался со знаменитыми западными просветителями Гельвецием, Вольтером, Дидро, Д'Аламбером. Именно Шувалов передал Вольтеру согласие императрицы на его предложение написать историю Петра Великого, от Шувалова получал необходимые материалы и ему же посылал для критического разбора и дополнений уже написанные части своего труда.

 Одним из наиболее близких Шувалову людей был М.В. Ломоносов. Вместе они стали авторами проекта, по которому в 1755 году был создан Московский университет. Причем проект университета был подписан в день именин матери Шувалова, Татьяны Родионовны - 12(25) января (с тех пор российские студенты считают этот день своим «профессиональным» праздником). Шувалов же стал первым куратором (попечителем) университета и, по свидетельству современников, его семилетнему надзору обязано было это новое дело своим успешным началом.

 Другим делом, всецело связанным с именем Шувалова, стало создание в Петербурге Академии художеств, мысль о необходимости которой возникла еще при Петре I. В 1757 году Иван Иванович представил в Сенат «Доношение» - проект создания Академии. Необходимость основания отечественной высшей художественной школы была очевидна уже Петру Великому, идеи которого были претворены в жизнь в царствование его дочери Елизаветы. 6 ноября 1757 года указом Сената учреждена «трех знатнейших искусств академия». Петербургская Академия художеств первое время была отделением при Московском университете, куратором которого был Шувалов. Иван Иванович пригласил из-за границы для преподавания в Академии лучших профессоров, а в 1758 году положил начало музейной коллекции, передав Академии великолепное собрание произведений искусства (более ста картин и рисунков европейских мастеров), а также библиотеку.

Первые занятия учеников - до того, как были приспособлены помещения в деревянных строениях на берегу Невы, проходили в доме И.И. Шувалова. Он составил проект «Учреждения Императорской Академии художеств», а так же ее регламент и штаты, сохраненные впоследствии практически без изменений вторым президентом Академии И. И. Бецким, утвердившим их у Екатерины II 4 ноября 1764 года. Первый набор в Академию, занятия в которой начались в 1758 году, составили 16 воспитанников Московского университета, признанных наиболее склонными к искусствам, и 22 мальчика из солдатских семей Петербурга. К концу 1761 года здесь обучалось уже 68 человек. Шувалов ставил своей целью развитие русского искусства и при приеме талантливых учеников стремился свести формальности к минимуму. Так, знаменитый впоследствии художник Федор Рокотов был принят в Академию «по словесному приказанию», а гениальный скульптор Федот Шубин вообще «истребован» в Академию из придворных истопников - «за усмотрением разными особами в нем в резьбе на кости и перламутре надежды».

При Шувалове возникла и традиция посылать лучших выпускников за границу «для усовершенствования». Как и в Московском университете, в Академии Шувалов входил во все мелочи жизни учебного заведения, все становилось предметом его заботливого внимания. В последние годы царствования Елизаветы Петровны, когда императрица из-за болезни редко покидала внутренние покои, роль ее фаворита Шувалова усилилась. Но, несмотря на свое исключительное положение, он сохранял полное бескорыстие: отказался стать сенатором и членом Конференции при Высочайшем дворе (игравшей в то время роль высшего государственного органа), не принял графского титула и обширных поместий, уклонился от предложения выбирать в его честь медаль. Императрица Елизавета Петровна для меценатских расходов Шувалова перед кончиной передала ему значительные суммы. Но сразу же по воцарении Петра III Шувалов передал ценности императору. После смерти императрицы и с воцарением Екатерины II положение Шувалова при дворе пошатнулось, а последовавшая вскоре смерть брата Петра Ивановича и его жены, да и собственное состояние здоровья заставили его покинуть родину. Он пробыл вне России долгих 14 лет. Живя в Италии, будучи комиссионером Двора, продолжал оказывать покровительство русским художникам, приезжавшим на усовершенствование; помогал Академии, заказывая слепки и формы со знаменитых античных статуй, положив этим начало уникальной коллекции слепков и ныне находящейся в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств. Его возвращение в Россию осенью 1777 года было встречено целым рядом хвалебных стихотворений. Милостиво отнеслась к нему и Екатерина II. Польщенная восторгами Шувалова по поводу ее реформ, она назначает его обер-камергером и делает одним из своих любимых собеседников. Продолжал он пользоваться и славой мецената. В доме на Невском, где, окруженный книгами и картинами, он прожил последние годы, собирались самые образованные люди того времени: княгиня Дашкова (вместе с ней он издавал альманах «Собеседник любителей российского слова»), Завадовский, Храповицкий, Козодавлев, Янкевич, Дмитриев, Шишков, Оленин, Державин, Фонвизин, Херасков и другие. Умер Иван Иванович Шувалов 14 ноября 1797 года и был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. По приказу императора Павла I у гроба его дежурили камер-пажи, а в погребальном шествии участвовал весь двор... Дань уважения Академии и ее создателю была оказана во время празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Во внутреннем дворике здания установлен памятник И.И. Шувалову - подарок нынешнего президента Академии художеств З.К. Церетели, а на куполе восстановлена статуя Минервы - римской богини мудрости, считавшейся покровительницей искусств и ремесел.

Журнал "ДИ" №5-6, 2004



версия для печати