Выставка «Духовное возрождение» в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 20.03.2007 - 15.04.2007

20 марта 2007 г. в выставочных залах Российской академии художеств открылась выставка «Духовное возрождение». Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, воссозданный по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при активном участии мэра г.Москвы Ю.М.Лужкова, стал символом нашей эпохи. Работа над воссозданием живописного убранства храма Христа Спасителя имела огромное духовное и нравственное значение для всех мастеров, участвующих в этом грандиозном художественном проекте. Она повлияла на их мировоззрение, изменила творческую судьбу целого ряда художников. Религиозный опыт, приобретенное мастерство, сложная практическая работа в храме, профессиональное общение с выдающимися мастерами своего времени, накопленные знания способствовали тому, что они активно включились в благородное дело возрождения традиций православного искусства – храмовой живописи и иконописания.
Экспозицию выставки открывают произведения президента Российской академии художеств З.К.Церетели, который являлся главным художником по воссозданию художественного убранства храма Христа Спасителя. Это исполненные с поразительным мастерством копии древних православных мозаик, а также эмали на библейские сюжеты.
Признанный мастер живописного пейзажа – академик Российской академии художеств Е.И.Зверьков обращается в своих станковых картинах, пронизанных любовью к природе своей Родины, к памятникам древнерусской архитектуры.
В последние годы происходит поистине исторический процесс воссоединения двух частей Русской Православной Церкви – Московского Патриархата и Зарубежного Синода. Значительно расширилась география стран, где работали в последнее время художники, воссоздавшие храм Христа Спасителя.
Пристального интереса заслуживает большая работа над созданием художественного убранства православного Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке (2003г.), выполненная под руководством президента Российской академии художеств З.К.Церетели. Значительна роль в создании росписей храма академика Е.Н.Максимова. Росписи, исполненные в традициях русской церковной живописи рубежа ХIХ-ХХ веков, в полной мере отвечают стилистическим особенностям памятника архитектуры, который в 1905 году стал кафедральным собором, приняв на себя миссию духовного центра русского православия в Северной Америке. Эта работа была удостоена Национальной премии Ассоциации архитекторов США в области дизайна.
В экспозиции также представлены подготовительные эскизы и фотографии росписей, выполненных Е.Н.Максимовым в храме Модеста Иерусалимского в монастыре Симоно-Петра на Святой горе Афон и храме Святого Георгия в Греции. Творческий коллектив под его руководством представил фотографии росписей нижней церкви Преображения Господня комплекса храма Христа Спасителя в Москве, соборов во имя Казанской Богоматери и Владимирской Богоматери в Оптиной пустыне на Калужской земле. Эмоциональной доминантой экспозиции стал исполненный мастером образ Богородицы для храма Христа Спасителя – кафедрального собора в г. Калининграде (Кёнигсберг). Его ученики – Самолыго И.Ю. и Н.И.Самолыго выполнили росписи храма Св. Апостолов Петра и Павла – подворье Оптиной пустыни в Москве.
Творческая бригада художников православной живописи из Ярославля: Антонян М.М., Горшков Г.Ю., Кирильчев М.А., Сериков А.Н., Смирнов А.В. под руководством академика Российской академии художеств Н.А.Мухина выполнила росписи храма Вознесения в Сербии, в которой проявился синтез традиций и новаторских приемов. На выставке экспонируются фотографии другой, не менее значительной работы мастеров – росписи придела Великомученицы Варвары Крестовоздвиженского храма Свято-Введенского Толгского монастыря, выполненные художниками в традициях ярославской школы живописи 17 века.
При всей сложности и многообразии идейных и стилистических устремлений в православной живописи рубежа ХХ-ХХI веков можно выделить два течения, связанные с важнейшими завоеваниями искусства прошлых веков: одно основанное на древнерусских традициях, другое – связанное с академизмом.
Свое дальнейшее развитие получил талант известных живописцев А.И.Павловой и В.Ф.Павлова в росписях церкви Рождества Христова в Подмосковье и кафедрального собора во имя Святого преподобного Сергия Радонежского в Нижнем Тагиле. В этой ответственной работе мастера стремились воплотить свои идеалы духовной красоты.
Знаток древнерусского и византийского искусства В.Г.Витошнов с группой мастеров расписывал новый храм Св. преподобного Антония Великогопостроенного в столице Мексики - Мехико и храм Косьмы и Дамиана в Москве.
Искусство современных храмовых художников составляет живую связующую нить между разными поколениями и эпохами.
Как и в ХIХ столетии, в ХХI веке храм Христа Спасителя в Москве и его художественное убранство стало образцом для последующего церковного зодчества. Росписи, подобные московским, исполнили в Курске в кафедральном храме Знамения Пресвятой Богородицы мастера из Петербурга – академик Российской академии художеств А.К.Быстров и заслуженный художник России А.А.Живаев.
Под их руководством творческие бригады мастеров занимались реставрацией и воссозданием росписей храмов, возведенных в Санкт-Петербурге в начале ХХ века.
Известные мастера православного искусства, художники-монументалисты А.В.Артемьев, В.А.Бакшеев, Н.В.Нужный показывают фотографии росписей московских храмов. На выставке также представлено творчество таких мастеров, как М.А.Полетаев, Н.В.Кочетова, К.В.Михайлов, В.Н.Медведев, О.Л.Мирошин, Е.О.Мирошина и другие.
Обладая тонким чувством стиля, мастерством реставратора Н.В.Нужный руководил возрождением уникального тяблового иконостаса Покровского собора ХУII века в Измайлово в Москве. От прежнего иконостаса сохранилось 4 памятника, надо было исполнить еще 68 икон (высота 3 метра). Мастера блестяще справились с работой, и Русская Православная Церковь высоко оценила их труд.
Художники активно занимаются благотворительностью. Творческий коллектив под руководством засл.художника России В.Э.Бойцова исполнил художественное убранство домовой церкви Св. Великомученика Пантелеймона для Детской городской больницы на Мичуринском проспекте в Москве и домовой церкви для московского Дома престарелых. Особого искусства от художников требовала роспись иконостаса, при исполнении которой важно было сохранить достоинства резного убранства.
Творческая бригада под руководством С.Н.Репина представила фотографии живописных работ храма Рождества Богородицы в Петербурге. Важно отметить мастерство исполнения мозаик.
На выставке представлено станковое творчество художников, воссоздавших храм Христа Спасителя. В.И.Нестеренко показывает полотна, посвященные главным православным праздникам: Рождеству, Пасхе, Троице. Одна из картин В.П.Псарева посвящена Собору Патриархов Московских и всея Руси. Н.Н.Соломин представляет жанровые композиции из серии «Русские мужики» и др., Н.В.Колупаев – картины на религиозные сюжеты. В экспозиции – портреты священнослужителей, пейзажи святых мест, работы на исторические и религиозные темы. Возрождение храма Христа Спасителя способствовало возникновению качественно новых явлений. Стиль Византии, вдохновлявший творчество первых русских мастеров средневековья, близок молодым художникам А.С.Крестовскому и А.Л.Рогову. Они возрождают высокое искусство мозаики, создают уникальные иконы для церкви Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода в Подмосковье.
Замечательный мастер живописи и реставратор В.П.Комаров выполнил росписи в соборе Богоявления в Орле, реставрировал иконы в церкви Державной иконы Богоматери в Москве и Спасском храме в Ярославской области. В начале ХХI века невозможно представить Москву без величественного силуэта храма Христа Спасителя. Значительна роль мастеров, воссоздавших святыню, в развитии современной церковной живописи. Довольно скоро они стали той творческой силой, которая определяет лицо художественной культуры нашего времени. Это придало мощный импульс всему православному искусству. Эта выставка позволяет глубже понять и оценить важную роль Российской академии художеств как ведущего художественного центра страны.









версия для печати