СТРАСТНОЙ ЧИН
СТРАСТНОЙ ЧИН — увенчивающий русский высокий иконостас ряд икон, посвященных событиям последних дней земной жизни Спасителя, — Страстной недели «Предательство Иуды», «Отречение апостола Петра», «Христос перед Анной и Каиафой», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Увенчание тернием», «Шествие на Голгофу», «Снятие со креста», «Положение во гроб» и др , с включаемым в их состав в качестве центрального образа выделяющимся величиной резным или живописным «Распятием» с фигурами предстоящих. Возник после Московского Большого собора (1666—1667), указавшего, что в иконостасе следует помещать «Распятие и страсти Спаса нашего Иисуса Христа».
Сюжеты «Страстей» были не новы для иконостаса. В 15 в. они составляли в его праздничном чине обширный цикл и включались тогда в широкое повествование об учреждении на земле Новозаветной Церкви и ее дальнейшем торжестве. В С. ч. исторический ряд сужен до событий одной недели или даже двух дней, четверга и пятницы, называемых Великими. Их кульминация — крестная смерть Иисуса, поминаемая в Великую пятницу (когда церковь не совершает литургию): она заполнена глубочайшим переживанием этого события. По содержанию С. ч. связан не только с церковным календарем вознесенный в верхнюю зону храмового пространства, С. ч. становился образом литургии, совершаемой на небесах. Его возникновение было связано с происшедшими в кон. 17 в. фундаментальными переменами в представлениях о содержании иконостаса, который становился по преимуществу образом спасения. Рая, Небесного царства. Под центром С. ч. — «Распятием», центральное место заняли в праотеческом чине — икона Христа, восседающего на небесах, в пророческом чине — икона Богоматери с Младенцем на троне, в облике Царицы небесной, в деисусном чине — икона Спаса — Царя Царей и Великого Архиерея. Этим образам соответствовало оформление иконостаса пышной резьбой по дереву, с мотивами райского сада. Иконография «Страстей Христовых» была радикально обновлена на основе западноевропейских образцов. Иконам С. ч. придавались формы круга, овала, часто выпуклых; они вставлялись в золоченые рамы и устанавливались на карнизе иконостаса.
В 18 в. был очень популярен сокращенный вариант С. ч. со «Снятием со креста» и «Положением во гроб» («Оплакиванием») по сторонам от «Распятия».