СТРАСТНОЙ ЧИН


СТРАСТНОЙ ЧИН увенчивающий русский высокий иконостас ряд икон, посвященных событиям послед­них дней земной жизни Спасите­ля, Страстной недели «Предатель­ство Иуды», «Отречение апостола Петра», «Христос перед Анной и Каиафой», «Суд Пилата», «Бичева­ние Христа», «Увенчание тернием», «Шествие на Голгофу», «Снятие со креста», «Положение во гроб» и др , с включаемым в их состав в качестве центрального образа выделяющимся величиной резным или живописным «Распятием» с фигурами предстоя­щих. Возник после Московского Большого собора (1666—1667), ука­завшего, что в иконостасе следует помещать «Распятие и страсти Спаса нашего Иисуса Христа».

Сюжеты «Страстей» были не новы для иконостаса. В 15 в. они состав­ляли в его праздничном чине обширный цикл и включались тогда в ши­рокое повествование об учреждении на земле Новозаветной Церкви и ее дальнейшем торжестве. В С. ч. исто­рический ряд сужен до событий од­ной недели или даже двух дней, чет­верга и пятницы, называемых Вели­кими. Их кульминация крестная смерть Иисуса, поминаемая в Вели­кую пятницу (когда церковь не со­вершает литургию): она заполнена глубочайшим переживанием этого со­бытия. По содержанию С. ч. связан не только с церковным календарем вознесенный в верхнюю зону храмового пространства, С. ч. становился образом литургии, совершаемой на небесах. Его возникновение было связано с происшедшими в кон. 17 в. фунда­ментальными переменами в представ­лениях о содержании иконостаса, который становился по преимущест­ву образом спасения. Рая, Небесного царства. Под центром С. ч. «Рас­пятием», центральное место заняли в праотеческом чине икона Хри­ста, восседающего на небесах, в про­роческом чине икона Богоматери с Младенцем на троне, в облике Ца­рицы небесной, в деисусном чинеикона Спаса Царя Царей и Вели­кого Архиерея. Этим образам соот­ветствовало оформление иконостаса пышной резьбой по дереву, с моти­вами райского сада. Иконография «Страстей Христовых» была ради­кально обновлена на основе западно­европейских образцов. Иконам С. ч. придавались формы круга, овала, час­то выпуклых; они вставлялись в зо­лоченые рамы и устанавливались на карнизе иконостаса.

В 18 в. был очень популярен со­кращенный вариант С. ч. со «Сняти­ем со креста» и «Положением во гроб» («Оплакиванием») по сторонам от «Распятия».


версия для печати