Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
БАШНЯ


-  архитектурное сооружение вытянутых пропорций, чья высота преобладает над другими его разме­рами (сторонами основания, диамет­ром). В градостроительных ансамблях Б. играет роль доминанты, слу­жит ориентиром, высотным акцентом. Своим материалом, пластикой линий, отделкой Б. во многом определяет особенности архитектурных стилей (резной камень остроконечных готи­ческих башен, стеклянные призмы современных небоскребов).

С древних времен башни строи­лись в оборонительных целях. Тако­вы сторожевые, надвратные и др. Б., возвышающиеся над крепостными стенами (Б. Московского Кремля); отдельно стоящие «столпы» древне­русского зодчества; донжоны и кёш­ки средневековых замков; неприступ­ные жилища горцев, напр. Б., сохра­нившиеся в Сванетии. В архитектуре готики важную градостроительную роль получили Б. соборов и город­ские Б. с часами. С эпохи Возрожде­ния Б. воздвигались над зданиями городской ратуши. С развитием ар­тиллерии в 16—17 вв. стали заме­няться бастионами.

Башенную композицию имеют высокие сооружения с площадкой для колоколов многоярусные кампанилы, возводившиеся при итальян­ских базиликах, колокольни, звонни­цы русской церковной архитектуры. Для мусульманской традиции харак­терны столпообразные минареты, с которых звучит призыв на молитву. В буддийской архитектуре сложился тип мемориальной башни пагоды.

На всех этапах развития строи­тельного искусства и появления новых строительных материалов различ­ные инженерно-технические постройки достигали значительной вы­соты: маяки, пожарные каланчи, во­донапорные Б. В 20 в. достоприме­чательностью городов становятся ра­диотрансляционные и телевизионные башни (в Москве радиобашня на Ша­боловке, 1921, инженер В. Г. Шухов; телевизионная Б. в Останкине, 1964—1967, инженер Н. В. Никитин, архитектор Д. И. Бурдин и др., выс. 533 м).

Форма Б. обладает глубоким куль­турно-символическим смыслом, вос­ходящим к древнейшим периодам ис­тории человечества (напр., библей­ское сказание о Вавилонской Б.). В современной архитектуре эта форма была опробована при создании круп­ных монументов (Эйфелева башня в Париже, построенная в 1887—1889 гг. к 100-летию Великой французской революции, инженер Александр Гюстав Эйфель).

БАГ БАГЕТ БА ГУА БАЗА БАЗИЛИКА БАЙТ АЛЬ-МАЛ БАККАРА БАКЛАГА БАЛДАХИН БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА БАЛЮСТРАДА БАЛЮСТРЫ БАЛЯСИНА БАНД-Е РУМИ БАНКО БАПТИСТЕРИЙ БАРАБАН БАРАКА БАРБАКАН БАРБИЗОНЦЫ БАРБЫ БАРЕЛЬЕФ БАРМЫ БАРОККО БАРХАТ БАСКУР БАСМА БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР БАТИК БАШНЯ БЕДНОЕ ИСКУССТВО БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР БЕЗОБРАЗНОЕ БЕЛЬВЕДЕР БЕЛЬЭТАЖ БЕМА БЕМСКОЕ СТЕКЛО БЕРЁСТА БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО БЕТЭЛЬ БИДЕРМАЙЕР БИДЗИНГА БИЖУТЕРИЯ БИСЕР БИСКВИТ БИСТР БИТУМ БИТ-ХИЛАНИ БИФОРИЙ БЛИК БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА БОДИ-АРТ БОДХИ БОДХИ-ГХАРА БОРДЮР БОСКЕТ БОЧКА БОШАНЬ СЯН ЛУ БРА БРАТИНА БРУТАЛИЗМ БУГАКУ БУДДАПАДА БУКВИЦА БУКРАНИЙ БУЛЕВТЕРИЙ БУЛАТ БУЛЬ БУМАГА БУНДЗИНГА БУОН ФРЕСКО БУРДЖ БУРХАН БУСТАН БУТАФОРИЯ БУЧАРДА БЫТОВОЙ ЖАНР БЫТОВОЙ ПОРТРЕТ БЮСТ

версия для печати