Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР


разно­видность ковровых изделий, имею­щая, как и ворсовый ковер, древние традиции (см. Ковер). Изготовление Б. к. распространено во всех регио­нах мира. Б. к. имеют несколько раз­новидностей и носят различные на­именования в зависимости от техни­ки исполнения. Наиболее известные центры производства Б. к. располо­жены в Юж. Азии, на Среднем Во­стоке, на Кавказе, в Вост. и Зап. Ев­ропе. До нас дошло не много изде­лий ранее 16 в., но и по сохранив­шимся образцам можно судить об ис­полнительском мастерстве, об имею­щей глубокие корни сложной симво­лике в рисунке и цвете.

Одними из наиболее прославлен­ных являются ковры Дагестана (Кав­каз), известные под названием сума­хи. Они имеют гладкую лицевую по­верхность и мохнатую изнанку. Сумахи изготавливаются переплетени­ем «косички», которое выполняется обвиванием цветным утком каждой пары нитей основы. В основе орна­ментальной композиции геомет­рически четкие мотивы растительно­го и животного мира; узор очень раз­нообразен по цвету и рисунку.

В Вост. Европе изготовляют Б. к., называющиеся килимы. Они имеют характерные общие корни в технике выполнения и трактовке узора, тем не менее в каждой стране и даже от­дельных районах есть специфические черты в их расцветке и композиции. Изготовление килимов распростране­но в Болгарии, Молдавии, Белорус­сии, на Украине и т. д. Килимы цен­тральных областей Украины украше­ны геометризованным, асимметрич­ным орнаментом, выполненным на светлых ярких фонах; в Зап. Украи­не чаще встречаются килимы с геометрическим орнаментом. В Мол­давии распространены килимы с крупным цветочным орнаментом на черном фоне. Ткань килима образу­ется полотняным переплетением, чаще всего со сцеплением цветных утков между собой.

Русское народное ковроделие иг­рало значительную роль среди дру­гих крестьянских промыслов. Безвор­совое ковроткачество развивалось в Сибири, Поволжье и южных губер­ниях: Курской, Воронежской, Там­бовской, Пензенской и др. При всем разнообразии рисунков различных регионов ясно прослеживаются чер­ты, общие для русского ковроделия: повышенная декоративность, яркий, крупный, многоцветный узор; трак­товка растительных форм близка к реалистической. В центре компози­ции ковра медальон из цветов, по краям узорчатая кайма. Фон чаще всего черный. Часто русские Б. к. называют паласами; тем не менее паласное переплетение, образуемое без сцепления цветных утков по гра­ницам рисунка, не является единственным приемом их изготовления в различных районах существуют различные техники ткачества.

В Зап. Европе Б. к. появились в средние века. В 12—13 вв. во Фран­ции и Фландрии (Париж, Аррас), позже в Италии, с кон. 15 в. в Брюс­селе началось производство Б. к.картин, называемых шпалерами: их рисунок создается цветными нитями утка (шерсть, лен, золотые и сереб­ряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу из шерсти и льна. В 1662 г. основана мануфакту­ра гобеленов в Париже; в 1717 — шпалерная мануфактура в Петербур­ге, где вытканы знаменитые безворсо­вые ковры-картины. Изготовление го­беленов является одним из важней­ших видов современного декоратив­ного искусства.

БАГ БАГЕТ БА ГУА БАЗА БАЗИЛИКА БАЙТ АЛЬ-МАЛ БАККАРА БАКЛАГА БАЛДАХИН БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА БАЛЮСТРАДА БАЛЮСТРЫ БАЛЯСИНА БАНД-Е РУМИ БАНКО БАПТИСТЕРИЙ БАРАБАН БАРАКА БАРБАКАН БАРБИЗОНЦЫ БАРБЫ БАРЕЛЬЕФ БАРМЫ БАРОККО БАРХАТ БАСКУР БАСМА БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР БАТИК БАШНЯ БЕДНОЕ ИСКУССТВО БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР БЕЗОБРАЗНОЕ БЕЛЬВЕДЕР БЕЛЬЭТАЖ БЕМА БЕМСКОЕ СТЕКЛО БЕРЁСТА БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО БЕТЭЛЬ БИДЕРМАЙЕР БИДЗИНГА БИЖУТЕРИЯ БИСЕР БИСКВИТ БИСТР БИТУМ БИТ-ХИЛАНИ БИФОРИЙ БЛИК БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА БОДИ-АРТ БОДХИ БОДХИ-ГХАРА БОРДЮР БОСКЕТ БОЧКА БОШАНЬ СЯН ЛУ БРА БРАТИНА БРУТАЛИЗМ БУГАКУ БУДДАПАДА БУКВИЦА БУКРАНИЙ БУЛЕВТЕРИЙ БУЛАТ БУЛЬ БУМАГА БУНДЗИНГА БУОН ФРЕСКО БУРДЖ БУРХАН БУСТАН БУТАФОРИЯ БУЧАРДА БЫТОВОЙ ЖАНР БЫТОВОЙ ПОРТРЕТ БЮСТ

версия для печати