Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИКОНОСТАС


 (греч.
eikonostasis, от eikon — образ и stasis — место сто­яния) своего рода стена с установ­ленными в определенном порядке иконами, в православном храме от­деляющая алтарную часть от помеще­ния для молящихся. И. первоначаль­но называли крюки и аналои для крепления и размещения икон, впос­ледствии всю преграду с иконами. И. развился из алтарной преграды, существовавшей уже в раннехристи­анских храмах. Это был низкий па­рапет или своего рода портик (обыч­но из мрамора) с несущими архи­трав колонками, соединенными ни­зкими перегородками, с проходом в алтарь в центре. В Византии получил развитие второй тип алтарной прегра­ды т. н.  т е м п л о н: он украшал­ся орнаментами, изображениями крестов, животных, растений, на ар­хитраве помещались изображения святых. Первые сохранившиеся жи­вописные иконы, связь которых с темплоном несомненна, относятся к 11 в.: это иконы деисуса и христоло гических праздников. Они устанавли­вались на архитраве темплона, при­мыкавшем к восточным столбам хра­ма, на которых помещались изображения Богоматери и Христа или свя­того этого храма. Интерколумнии преграды с 14 в. заполняются икона­ми. С увеличением их числа и разме­ров темплон теряет самостоятельное значение и становится скорее под­ставкой для них.

На Руси в 10—14 вв. алтарная пре­града прошла те же фазы развития. После создания Феофаном Греком на рубеже 14—15 вв. грандиозного деисусного чина, дошедшего до нас в И. Благовещенского собора Москов­ского Кремля, со святыми в полный рост, молящимися Христу в теофа нической композиции «Спас в си­лах», подобный чин становится ос­новой русского, т. н. высокого, И. Над деисусом рядами располагаются праздничный чин, иконы которого по­вествуют о земной жизни Христа, и пророческий чин с иконой Богомате­ри Знамение в центре и иконами вет­хозаветных пророков, согласно хрис­тианской экзегезе предвозвестивших Боговоплощение. Ок. сер. 16 в. воз­ник праотеческий чин. с иконами праведников дозаветной церкви, на­чиная с Адама, и «Отечеством» (или «Троицей Новозаветной») на средни ке. Он занял место над пророческим рядом. Два верхних ряда И. стали со­ответствовать предрождественскому циклу богослужения, посвященному памяти святых праотцев. И. в целом стал образом церкви Небесной и Зем­ной. К рубежу 16—17 вв. такие И. имелись во многих значительных со­борах, а в 1-й пол. 17 в. даже в сельских церквах. В православном иконостасе посередине всегда нахо­дятся двухстворчатые двери, называ­емые Царскими вратами. В сер. 17 в. И. начинают украшать резьбой по дереву. Окончательно определяется состав местного чина. До сер. 17 в. за всей композицией И. сохранялось наименование д е и с у с, что свиде­тельствует об исключительной роли этого чина в формировании и осмыс­лении И. как единого образа моле­ния за человечество. Во 2-й пол' 17 в., в период реформы русской цер­кви и обращения к греческим исто­кам православия, термин «деисус» вытесняется термином «И.». С кон. 17 в. И. в своем развитии принимает формы, соответствующие эпохе и сменяющим друг друга архитектур­ным стилям.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати