Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИСКУССТВОЗНАНИЕ


 (нем.
Kunstwissenschaft), искусствове­дение в широком смысле ком­плекс наук о всех видах художествен­ного творчества, их месте в общей системе человеческой культуры; в более специальном смысле наука о пластических искусствах. Элемен­ты И. зародились в древности, но долгое время оставались не выделен­ными из философии, литературы, богословия, исторических хроник и практических руководств по ремес­лам. В трактатах 16—17 вв., таких, как «Жизнеописания...» Джордже Вазари или «Книга о художниках» Карела ван Маклера, содержатся уже многие характерные черты искусство­ведческого исследования, сочетающе­го биографическую и предметную фактологию с историческими обоб­щениями. Но окончательно И. фор­мируется в сер. 18 в., когда Иоганн Иоахим Винкельман представляет развитие античного искусства как закономерный, обладающий своей внутренней логикой процесс. Отны­не И. все рельефней обнаруживает себя не только как художественная хроника, дополнение к истории или философии, но и как суверенный взгляд на законы художественного творчества, непосредственно реализу­ющиеся в произведении: именно эта предметная определенность отличает И. от эстетики, философии искусст­ва, где преобладают категории, аб­страгированные от конкретных худо­жественных произведений, перене­сенные в идеальную сферу.

В 18—19 вв. И. развивается вширь и вглубь, постоянно существуя уже в трех главных своих разновидно­стях как теория, история и крити­ка искусства, которые непрерывно взаимодействуют. Теория поставляет методологические критерии, история хронологизированный матери­ал, критика обеспечивает чувство вре­мени, связь с современным художес­твенным процессом. Постепенно вы­рабатываются и основные разделы И., обретающие характер самостоятель­ных дисциплин (иконография, соци­ология искусства, психология искус­ства, музееведение, охрана памят­ников); одним из важнейших пред­метов неизменно остается проблема стиля. Во 2-й пол. 19—20 вв. обо­собляются и специфические направ­ления, иногда одноименные его раз­делам (знаточество, формальный метод, иконология, структурализм, социология, психология и экология искусства). Все значительней разли­чаются и сферы И., посвященные отдельным видам пластического твор­чества, архитектуре (архитектурове дение), различным изобразительным и декоративно-прикладным искусст­вам, дизайну, сценографии, либо (в еще более детальной дифференциа­ции) художественному стеклу, игруш­ке, ювелирному делу и т. д. Склады­ваются богатые традиции изучения отдельных эпох и регионов, выдаю­щихся мастеров, отдельных проблем художественного восприятия и выра­жения (пространство, ритм, цвет), иконографических тем (по централь­ным персонажам священной истории либо отдельным атрибутам и эмбле­мам). Однако и общие широкомас­штабные проблемы мировой истории искусства по-прежнему остаются в числе важнейших.

Тесно взаимодействуя с другими гуманитарными науками, И. обраща­ется к комплексным исследованиям по темам синтеза искусств, соотно­шения искусства и литературы, ис­кусства и музыки, искусства и теат­ра, искусства и современных средств массовой информации. Определяют­ся новые пути «искусствометричес кого» познания, связанного с мето­дами точных наук. Усиливается об­ратное воздействие И. на художес­твенное творчество, которое, насыща ясь цитатами минувших веков, во все большей степени обретает «истори ко-искусствоведческий» оттенок (что характерно для постмодернизма). Однако теория и история искусства так или иначе остаются источником идей и комментарием к практике, не изменно заключающей в себе, во преки всем, самым фундаментальным прогнозам, волшебный элемент непредсказуемой новизны.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати