Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ИСКУССТВОЗНАНИЕ
В 18—19 вв. И. развивается вширь и вглубь, постоянно существуя уже в трех главных своих разновидностях — как теория, история и критика искусства, которые непрерывно взаимодействуют. Теория поставляет методологические критерии, история — хронологизированный материал, критика обеспечивает чувство времени, связь с современным художественным процессом. Постепенно вырабатываются и основные разделы И., обретающие характер самостоятельных дисциплин (иконография, социология искусства, психология искусства, музееведение, охрана памятников); одним из важнейших предметов неизменно остается проблема стиля. Во 2-й пол. 19—20 вв. обособляются и специфические направления, иногда одноименные его разделам (знаточество, формальный метод, иконология, структурализм, социология, психология и экология искусства). Все значительней различаются и сферы И., посвященные отдельным видам пластического творчества, архитектуре (архитектурове дение), различным изобразительным и декоративно-прикладным искусствам, дизайну, сценографии, либо (в еще более детальной дифференциации) художественному стеклу, игрушке, ювелирному делу и т. д. Складываются богатые традиции изучения отдельных эпох и регионов, выдающихся мастеров, отдельных проблем художественного восприятия и выражения (пространство, ритм, цвет), иконографических тем (по центральным персонажам священной истории либо отдельным атрибутам и эмблемам). Однако и общие широкомасштабные проблемы мировой истории искусства по-прежнему остаются в числе важнейших. Тесно взаимодействуя с другими гуманитарными науками, И. обращается к комплексным исследованиям по темам синтеза искусств, соотношения искусства и литературы, искусства и музыки, искусства и театра, искусства и современных средств массовой информации. Определяются новые пути «искусствометричес кого» познания, связанного с методами точных наук. Усиливается обратное воздействие И. на художественное творчество, которое, насыща ясь цитатами минувших веков, во все большей степени обретает «истори ко-искусствоведческий» оттенок (что характерно для постмодернизма). Однако теория и история искусства так или иначе остаются источником идей и комментарием к практике, не изменно заключающей в себе, — во преки всем, самым фундаментальным прогнозам, — волшебный элемент непредсказуемой новизны. |
ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ |