Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЭМАЛЬ


ЭМАЛЬ (фр.
email, от франк, smel­tan — плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, прочное стек­ловидное покрытие, наносимое на поверхность металлического предме­nа и закрепляемое обжигом; суще­ствует и холодная Э. (без обжига).

Основой ювелирной (горячей) Э. слу­жит стекло, пигментированное при­месью окисей металлов. Различаются прозрачные, полупрозрачные (опало­вые) и глухие (опаковые, компакт­ные) Э прозрачность придает Э. окись свинца в эмалевом составе, не­прозрачность окись олова.

Как область декоративно-при­кладного искусства Э. издавна слу­жит для украшения небольших метал­лических изделий, выполнения не­больших композиций (которыми ча­сто украшались ритуальные сооруже­ния алтари, реликварии), миниа­тюрных портретов и т. д. По способу выполнения и закрепления на повер­хности металла различают выем­чатую Э. (шанлеве), заполняющую углубления, выполненные в металле резьбой, отливкой или штамповкой; перегородчатую Э. (клуа­зоне), заполняющую ячейки между узкими металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность изделия и образующими контур узо­ра, прозрачную (просвечиваю­щую) Э. с просвечиванием повер­хности металла, украшенной чекан­ным, литым или резным рельефом, гравировкой, где различная толщина слоя Э. создает живописный эффект и градацию оттенков, Э. по  ска­ни (филиграни), заполняющую про­межутки между металлическими ни­тями; расписную (живописную) Э. живопись цветными Э. на ме­талле либо роспись огнеупорными эмалевыми красками по поверхно­сти изделия, покрытой глухой Э. Не­большие металлические изделия, де­корированные Э., также называют­ся Э

Наиболее ранние из известных Э. возникли в Древнем Египте. Классический памятник ранней европей­ской перегородчатой Э. декор ал­таря церкви Сант-Амброджо в Ми­лане (мастер Вольвиниус, 9 в.). Вы­сокого расцвета достигло искусство перегородчатой Э. на золоте в Визан­тии в 10—12 вв.; его влияние сказа­лось в грузинских и русских Э. 11—13 вв. К нач. 12 в. в Европе сло­жились школы перегородчатой и выемчатой Э.- маасская в долине реки Маас в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер, Николай из Верде­на), рейнская с центром в Кёльне (мастера монахи Эйльбертус и Фри­дерикус), лиможская во Франции: в кои. 15 — 1-й пол. 16 в. эмальеры Лиможа перешли к ренессансной росписи непрозрачными эмалевыми красками (в т. ч. гризайлью) по эма­левому фону. В Китае, где Э. изве­стна с 7 в., в 14—17 вв. наступил рас цвет декоративного искусства пере­городчатой Э. В России получила яркое развитие многоцветная про­зрачная Э. по скани (16—17 вв., Москва), живописная усольская эмаль (17 в., Сольвычегодск), распис­ная «финифть»ростовская эмаль (18 в.. Ростов Великий), портретная эмалевая миниатюра (18 в.): мастера Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов; крас­ки из отечественных материалов раз­работал М. В. Ломоносов. Новый подъем искусства Э. наступил в 20 в. (ювелирные изделия стиля модерн, работы художников многих стран, в т. ч. в России, Закавказье, на Сред нем Востоке).

Э. называют также непрозрачную глазурь на керамике, белую или цвет­ную, особенно характерную для майо­лики.

ЭДИКУЛА ЭЙВАН ЭКЛЕКТИЗМ ЭКЛЕКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОРШЕ ЭКСЕДРА ЭКСЛИБРИС ЭКСПЕРТИЗА ЭКСПЛИКАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ЭКСПОНАТ ЭКСПОНЕНТ ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЭКСПРЕССИЯ ЭЛЛИНИЗМ ЭЛЛИПТИЧЕСКАЯ АРКА ЭМАКИМОНО ЭМАЛЬ ЭМБЛЕМА ЭМПОРЫ ЭНВАЙРОНМЕНТ ЭНКАУСТИКА ЭНТАСИС ЭПИГРАФИКА ЭПИСТИЛЬ ЭПИЧЕСКОЕ ЭРКЕР ЭРРЕРЕСКО ЭСКИЗ ЭСКИЗНОСТЬ ЭСТАМП ЭСТЕТИЗМ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТА­НИЕ ЭСТИПИТЕ ЭТИКЕТАЖ ЭХИН ЭТЮДНИК

версия для печати