К 90-летию Воловича Виталия Михайловича

 

3 августа 2018 года празднует 90-летний юбилей выдающийся график, академик Российской академии художеств Волович Виталий Михайлович.
Виталий Волович - мастер техники работы с тушью, акварелью, гуашью, темперой, линогравюры, офорта, литографии, книжной и станковой графики. Среди его наиболее известных работ – иллюстрации к «Слову о полку Игореве», «Ричарду III», «Роману о Тристане и Изольде», а также циклы картин «Цирк», «Женщины и монстры», «Средневековые мистерии». Виталий Михайлович родился в 1928 году в г. Спасске на Дальнем Востоке. В 1932 г. переехал в г. Свердловск. Воспитывался в писательской среде, но страсть к рисованию жила в нём с детства. В 1943 г. поступил в Свердловское художественное училище на живописное отделение. Его учителя - А.А. Жуков и О.Д. Коровин, который как опытный книжный график оказал на В. Воловича сильное влияние. Большое значение для художника имело общение в юности с живописцем С.А. Михайловым. Окончив училище в 1948 г., В. Волович посвятил себя книге. Он иллюстрировал «Кладовую солнца» М. Пришвина, «Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова, легенды и сказки народов мира и др. С 1952 г. участвует в художественных выставках, с 1956 г. – член Союза художников СССР. На всероссийских, всесоюзных и международных смотрах искусства книги В. Волович неоднократно награждался медалями и дипломами. Работал в техниках линогравюры, офорта, литографии, ныне предпочитает акварель, гуашь, темперу. В 60-е гг. художник создаёт иллюстрации к «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» Горького – типичный образец сурового стиля; иллюстрации к балладе Р. Стивенсона «Вересковый мёд» (1965). Символами человеческих страстей и страданий воспринимаются в трактовке В. Воловича герои трагедий Шекспира «Отелло» и «Ричард III» (1968). Наряду с литературой, источником вдохновения для него явился театр. Трагедийность мировосприятия В. Воловича нарастала год от года. Преследующий человека неумолимый рок становится главной темой иллюстраций к исландским и ирландским сагам (1968), где люди представлены в космическом пространстве сплетёнными в тесный клубок со зловещими химерами. Тема борьбы добра и зла – главная в творчестве художника. В 70-80-е гг. художник работает над циклами станковых работ: «Цирк», «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Моя мастерская», которые, как и иллюстрации книжной графики, строятся на исторических параллелях, иносказаниях. В эти годы художник выполняет иллюстрации к ряду классических произведений: «Роману о Тристане и Изольде» Ж. Бедье, к трагедии Гёте «Эгмонт», к «Слову о полку Игореве», к трагедии Эсхила «Орестея» и др. В. Волович много путешествовал и рисовал с натуры, особенно интересны пейзажи Екатеринбурга. Он словно заново открыл город своего детства. В 2006 г. вышел альбом «В. Волович: Старый Екатеринбург. Чусовая. Таватуй. Волыны» (акварель, рисунок, темпера) (в 2-х томах). Произведения В. Воловича хранятся во многих государственных и частных собраниях в России и за рубежом: в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ирбита, Перми, Челябинска, Магнитогорска, Новосибирска, Красноярска, Саратова, в Пражской национальной галерее, в Моравской галерее в Брно, в Музее современного искусства в Кёльне, в музее И. В. Гёте в Веймаре и других.

Президент Российской академии художеств З.К. Церетели, члены Президиума поздравили художника с юбилеем.  В поздравлении, в частности, говорится: 
«Дорогой Виталий Михайлович!
Президиум Академии художеств и я лично поздравляем Вас с юбилеем. Вы художник с мировым именем, признанный книжный график. Ваши иллюстрации к литературным текстам уникальны, созданные истинным знатоком истории мировой культуры, они раскрывают сложный мир образов, глубоко передают дух самого произведения. Ваше искусство говорит об искании истины, утверждении светлых гуманистических идеалов. Желаем вам здоровья, творческого вдохновения, долгих, счастливых лет жизни

Президент Российской академии художеств Зураб Церетели».






версия для печати