«Современники». Выставка живописи Александра Толстикова в Уфе.

 

Другие выставочные залы


Место проведения: Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова
Время экспонирования: 
20 апреля — 20 мая 2018 года.
Открытие выставки: 20 апреля в 16.00
Пресс-конференция с участием А.Г. Толстикова  20 апреля в 15.00 часов.
Адрес музея: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гоголя, 27.
Конт. телефон: 8 987 614 08 56
К выставке издан альбом-каталог «Александр Толстиков. Современники. Живопись» (Авт. вступ. ст. С.В. Игнатенко. Сост. А.Г. Толстиков. — Москва, 2018).

«Портретное искусство Александра Толстикова — не только воплощение живописных исканий художника,
это целая философия, размышление об одухотворённой природе, её характере и гранях красоты».


Мария Вяжевич, академик РАХ

Выставка «Современники» представляет дар Башкирскому государственному художественному музею им. М.В. Нестерова академика Российской академии художеств, члена-корреспондента Российской академии наук, доктора химических наук, профессора Александра Генриховича Толстикова. Преподнесённый автором в 2017 году, дар приурочен к 155-летию со дня рождения основателя музея, великого художника, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова. В составе дара — тринадцать живописных портретов выдающихся и известных учёных, художников и искусствоведов, с именами которых связаны высокие достижения российской науки и искусства. В апреле 2016 года многие из портретов дара экспонировались в залах Архива Российской академии наук на документально-художественной выставке Толстикова «Наука и искусство в лицах. Портреты современника».

Дар Толстикова (а всего им подарено 41 произведение) апеллирует к истории создания музея. Музей был открыт в Уфе 5 января 1920 года по инициативе М.В. Нестерова и на основе подаренной им городу коллекции произведений выдающихся русских художников второй половины ХIХ – начала ХХ века. Как и для Нестерова, для Толстикова Уфа — город родной, к тому же это город с уникальной историей. В Уфе родился выдающийся писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), где в память о нём создан Мемориальный дом-музей. В Уфе в 1862 году родился великий художник Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942), здесь были созданы принесшие ему мировую известность картины «Пустынник» (1888–1889, ГТГ, Москва), «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890, там же), «Портрет О.М. Нестеровой» («Амазонка», 1906, ГРМ, Санкт-Петербург). В 2012 году, в связи со 150-летием со дня рождения М.В. Нестерова, в Уфе была реализована крупномасштабная юбилейная программа, в 2015 году на территории музея установлен и освящён памятник. В Уфе в 1891 году в здании Дворянского собрания дал свой первый сольный концерт Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938). В Уфе сделал свои первые балетные па Рудольф Нуреев (1938–1993). В Уфе в 1944 году родился дирижёр и скрипач, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы», большой друг Башкирского художественног музея Владимир Теодорович Спиваков. Наконец, в Уфе в 1971–1993 годах работал выдающийся химик-органик, академик Российской академии наук, доктор химических наук, директор Института химии Башкирского филиала Уральского отделения Российской академии наук Генрих Александрович Толстиков — отец Александра Толстикова.

1980 год — год окончания химического факультета Башкирского государственного университета — стал для Александра отправной точкой и в вопросе его серьёзного отношения к живописи. С этого времени и на протяжении последующих шести лет он занимался в творческой мастерской народного художника РСФСР и БАССР, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева, организатора и заведующего художественным отделением Уфимского государственного института искусств Рашита Мухаметбареевича Нурмухаметова (1925–1986). После смерти Нурмухаметова, вплоть до 1992 года стажировался в творческой мастерской академика РАХ, народного художника Башкортостана Сергея Борисовича Краснова. Здесь он сформировался, в первую очередь, как портретист: его художественным кредо стал русский реалистический портрет с ярко выраженным психологизмом образа.

Значение каждого из тринадцати портретов, экспонирующихся на выставке «Современники», для российской науки и искусства трудно переоценить. Но для уфимских учёных и, конечно, самого Александра важнейшим является портрет его выдающегося отца. Такое же значение для истории культуры Башкортостана представляют портреты народных художников СССР, академиков РАХ Петра Павловича Оссовского (1925–2015), Виктора Ивановича Иванова, Алексея Петровича Ткачёва и народного художника России, академика РАХ Андрея Андреевича Тутунова. Все они — художники-«воскресенцы», чем связаны с одним из важнейших этапов в истории Московской средней художественной школы периода Великой Отечественной войны: в 1941–1943 годах вместе с учениками и педагогами Московской средней художественной школы Оссовский, Иванов, Ткачёв и Тутунов были в эвакуации в селе Воскресенском Мелеузовского района Башкирии. И здесь, на Урале, в старинном горнозаводском селе, рядом с руинами знаменитого Воскресенского медеплавильного завода и Воскресенской церкви времён Петра III, они впервые по-настоящему оценили величественную красоту природы Родины, ощутили запах земли, почувствовали тяжесть крестьянского труда. Сформировавшись в Воскресенском как личности, нащупав, по словам А.П. Ткачёва, «золотую жилу» творчества, они воплотили эти впечатления и переживания в своих «взрослых» произведениях, став авангардом советского изобразительного искусства — реализма и «сурового стиля». А в 1970 году в знак благодарности Башкирии, спасшей их юные жизни, преподнесли Воскресенскому дар — произведения живописи, графики, скульптуры и сценографии. На основе дара 6 ноября 1971 года в Воскресенском была открыта картинная галерея, ставшая в 1979 году филиалом Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Дары в воскресенскую коллекцию продолжаются до сих пор. В результате в её составе — свыше 400 произведений, а сама галерея признана единственной в России сельской картинной галереей, дающей исчерпывающее представление как об истории Московской художественной школы периода войны, так и об истории отечественного изобразительного искусства 1940-х – 2000-х годов. Поэтому преподнесённые Толстиковым в дар Башкирскому художественному музею портреты художников-«воскресенцев» П.П. Оссовского, В.И. Иванова, А.П. Ткачёва и А.А. Тутунова приобретают значение события.

Выставка Александра Толстикова «Современники» — органическая часть его проекта «Социетет художеств и наук», реализуемого с 1980-х годов. Своей художественно-исторической концепцией и выставка, и проект проецируются на созданную М.В. Нестеровым в 1930-е – 1941 годах галерею портретов выдающихся деятелей культуры и науки. Эта параллель более чем объективна, а для науки и искусства России и Башкортостана имеет высокую культурологическую ценность.

Светлана Игнатенко,
искусствовед, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова по научной работе,
заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, куратор выставки «Александр Толстиков. Современники. Живопись»


Возврат к списку

версия для печати