«Эра Самсона». Выставка, посвященная 100-летию революции. Музей-мастерская С.Т.Коненкова

 

Российская академия художеств, Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т.Коненкова» представляют выставку «Эра Самсона», посвященную 100-летию революции.

Открытие выставки состоится 17 ноября 2017 года в 18.00 (Тверской бульвар, 28)

На выставке экспонируются скульптурные и графические произведения С.Т.Коненкова (1874-1971), посвященные революции, а также впервые представлен проект монумента В.И.Ленину, выполненный совместно с архитектором С.Г.Бродским для конкурса памятника В.И.Ленину на Воробьевых горах в 1957 году.

Особую часть экспозиции выставки занимает реконструкция макета памятника.

Творческая деятельность Сергея Тимофеевича Конёнкова началась на рубеже восьмидесятых-девяностых годов девятнадцатого века и развивалась в течение восьми десятилетий, совпав с одной из самых сложных и бурных эпох всемирной истории – с эпохой грандиозных войн и революций. «Под знаком событий первой русской революции я оформлялся и рос как художник. На баррикадах Пресни передо мной открылась душа восставшего народа…», – писал скульптор в воспоминаниях. Революция, идея духовного обновления и духовного преобразования действительно была особой составляющей мировосприятия Конёнкова. В начале ХХ века он, борец и бунтарь, пришёл в художественный мир, разрушая академические нормы. Не случайно его первая скульптура – дипломный проект, изображающий Самсона, разрывающего путы, была уничтожена академическим начальством. «Он был задуман мной, как протест, как воплощение пафоса гигантской силы», – напишет потом Конёнков.

Легендарный библейский герой, «благородный титан» Самсон – образ, который сопровождал скульптора на протяжении всей жизни и стал своеобразным символическим знаком не только его творчества, но и пережитой им великой эпохи. «С юношеских лет меня увлекла солнечная легенда о благородном титане. Самсон верно служил своему народу, спасая его от рабства филистимлян. Он всякий раз побивал врагов своего народа, и тогда угнетатели решили расправиться с ним. Они подкупили коварную Далилу, поручив ей выведать тайну силы Самсона. Доверчивый Титан открыл ей своё сердце, и Далила, опьянив народного богатыря, остригла его семь кос. В них была его сила. Филистимляне выкололи Самсону глаза и сковали его медными цепями. Но у Самсона снова отросли волосы, и он обрушил на угнетателей колонны и стены храма, в котором они глумились над ним…»

Именно с «Самсона» начался первый расцвет искусства Конёнкова – речь идет о вышеупомянутой дипломной работе «Самсон, разрывающий узы» (1902), выполненной в стенах Санкт-Петербургской Академии художеств. Современная художественная критика видела в этой работе одно из самых значительных явлений новой русской скульптуры. Художник как бы «нашел себя», здесь впервые проявился особый мифотворческий дар Конёнкова. «Мне хотелось отразить в этой статуе настроение окружавшей меня жизни, – рассказывал скульптор о своей работе критику Сергею Глаголю. – Я видел, что конец народному долготерпению близок, что колосс-народ не в силах больше выносить сковывающих его цепей. Вот-вот и он сделает нечеловеческое усилие, чтобы разорвать крепкие, веками связывавшие его путы. Да. Сделает, но разорвёт ли? И я чувствовал, я предугадывал, что это произойдёт не сразу. Нелёгок путь к свободе… Но придёт время и измученный титан вздохнёт. Он снова соберётся с силами, сделает новое, ещё большее усилие и разорвёт узы рабства…»

События 1917 года застают Конёнкова на вершине славы и творческого расцвета. Он с радостью и ликованием принял и эту революцию, ставшую для художника самым значимым событием в жизни – в личном и философском восприятии бытия. Наконец пришёл его мир – мир, которым он грезил, и Конёнков ощущал себя его мессией, пророком, воином воплотившейся мечты. Как и многие современники, скульптор воспринимал Февральскую и Октябрьскую революции как часть «революции духа», как «очищающий шторм» – тот шторм, что сметёт развращённый старый порядок и очистит землю для нового рождения.

От первого «Самсона, разрывающего узы» идёт нескончаемая вереница одноимённых символических образов, графических и скульптурных, созданных мастером в разных странах, в разные годы. Само время, кажется, наполняло эти работы новыми смыслами. Обессилевший, остриженный Самсон, когда «дух Божий отступился от него»… Ослеплённый Самсон, возвращающийся к Богу… Самсон карающий… «Освобождённый человек»… Как говорил сам Конёнков, именно Самсон может символизировать Россию, которая прошла через кровь Второй мировой войны…

Все это многообразие религиозно-философских поисков и форм их выражения конёнковской «Самсонианы» мы впервые представляем на новой выставке, посвященной 100-летию революции, – «Эра Самсона». Особое место в экспозиции выставки занимает реконструкция конкурсного проекта монумента В.И.Ленину на Воробьёвых горах, выполненного Конёнковым в 1957 году совместно с архитектором С.Г.Бродским. Этот, пожалуй, самый необычный в истории советского искусства, грандиозный по замыслу проект представлял собой сложно устроенный монументальный комплекс «с сотнями фигур на террасах и лестницах, спускающихся к Москве-реке», огромными обелисками, увенчанными созвездиями, и вращающейся центральной скульптурной композицией с фигурой Ленина на земном шаре, устроенной таким образом, «что рука Ленина постоянно указывала на Солнце». Соглашаясь с одним из критиков, мы «будем думать всё же, что не вращение глобуса и не сам глобус – главное в проекте»: десятки скульптур остались намеченными лишь в эскизах, но выполнены Конёнковым с таким покоряющим темпераментом и мастерством, что самодостаточны и великолепны уже сами по себе и заслуживают самого пристального внимания зрителя…

Выставка работает до 3 декабря 2017 года






версия для печати