Выставка произведений Дмитрия Шаховского (1928-2016) в Липецке.

 

Другие выставочные залы


Время проведения: 10 ноября – 17 декабря 2017 года
Место проведения: Галерея Назарова. Адрес: Липецк, ул. Желябова, 4

Галерея Назарова, семья Шаховских, Липецкий областной художественный музей, Художественный музей им.В.С.Сорокина представляют выставку выдающегося российского художника, академика Российской академии художеств Дмитрия Михайловича Шаховского (1928—2016). Его бескомпромиссно честное искусство, неповторимая индивидуальность, этическая и духовная высота личных качеств оказали глубокое влияние на художников в 1960–1980-е годы. Он стал автором многих идей, обновивших язык пластики. Д.М.Шаховской был непререкаемым авторитетом и наставником для липецких мастеров, не раз бывал в этом городе, участвовал в групповой выставке совместно с И.Голицыным, В. Куцевич, А. Богословским в Доме Мастера. Монументалист, он оставил ценнейшее наследие и в области станкового творчества, к которому относился с необычайной ответственностью: «...я стараюсь начать скульптуру только тогда, когда чувствую, что такой предмет может быть, что он как бы случайно не существует, что ему хочется существовать». На выставке представлены фрагменты и макеты монументальных произведений, скульптура и графика, в том числе произведения, хранящиеся в Липецких музеях.

Шаховской о себе:
Я учился сначала в Художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина, потом в Московском институте прикладного и декоративного искусства (директором был А.А.Дейнека). Училище дало мне очень полезные ремесленные навыки, знакомство с народным искусством, нелюбовь к стилизации. В институте понял, что можно учиться у своих товарищей, и свободному творческому духу этого учебного заведения я благодарен до сих пор.
Настоящей же удачей в жизни считаю то, что в юности попал в круг художников большой культуры, горячо и чисто служивших искусству. Это Фаворские, Ефимовы, Бруни, Зеленский и многие, кто были около них.
В монументально-декоративной скульптуре, которой отдана большая часть времени, стараюсь ответить на все поставленные задачи (смысловые, пространственные, функциональные) так, чтобы было «не хуже пустого места». Эти слова были сказаны в шутку Фаворским, но в них большой смысл, с которым я всегда сверяюсь.
При выполнении скульптуры без заказа, без адреса ответственность автора не меньше. Ведь скульптура, более чем другие искусства – это не только образ, но, что не менее существенно, предмет, вещь, существующая в реальном пространстве. И если он, этот предмет, не вырос органически, не является необходимым, не принимается свободно и охотно средой и человеком, значит, сделано что-то лишнее, засоряющее мир, а этого не хочется. И вот я стараюсь начать скульптуру только тогда, когда чувствую, что такой предмет может быть, что он как бы случайно не существует, что ему хочется существовать.
Я здесь не говорю о самом изображении, образе не потому, что считаю этот вопрос несущественным, наоборот, проявление образа в вещи – это для меня самый главный, но и интимный процесс. Выставка как продолжение этого процесса – очень важный и нужный момент работы.
Страшно! Ведь может оказаться, что ты делал совсем не то, что тебе казалось, и на выставке сам это увидишь. Но и интересно.
Вышесказанное я написал к групповой выставке 1979 г. Это остается верным для меня и сегодня. Хотя кое-что я могу добавить. Недавно один очень дикий и наивный молодой человек задал мне вопрос: «Вы художник? А вы рисуете, что видите или что думаете?» До меня не сразу дошла детская гениальность этого вопроса (и точность формулировки)! Я попытался ответить честно: и то, и другое вместе, одно без другого неполноценно. Так вот, я «рисую, что вижу», а «что думаю» проявляется в работе независимо от моих намерений. Но исчерпывающего ответа на вопрос я сформулировать не смог; если бы сумел, думается, это был бы большой вклад в современное искусствознание, ибо вопрос этот разделил искусство на трудно примиримые крайности. И еще. Готовясь к этой первой в моей жизни персональной выставке, я яснее увидел, что нет ничего печальнее, когда пусть самая яркая и высокохудожественная идея не пришла изначально вместе, сцепленная неразрывно с адекватным ей художественным языком. Торопливость или медлительность, леность или самоуверенность тому виной – чудо рождения живого не происходит, и напрасен труд художника.
Надеюсь, я старался, как мог, избежать этой беды, но – как знать? Наверное, не всегда удается.

(Из каталога выставки «Дмитрий Шаховской. К 75-летию со дня рождения» в Государственной Третьяковской галерее. Москва. 2003)






версия для печати