Конференция «Поиски смысла бытия в памятниках русского религиозного искусства XI-нач.XX в.»

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ  ХУДОЖЕСТВ
НИИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
ОТДЕЛ ДРЕВНЕРУССКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

Научная конференция
Поиски смысла бытия в памятниках русского религиозного искусства  XI- нач. XX в.
К юбилею 70-летия НИИ РАХ и 30-летию выставки  «Тысячелетие русской художественной культуры»  в залах РАХ 


Конференция состоится
30 ноября 2017 г.
в Белом зале Российской академии художеств
по адресу:
Москва, ул. Пречистенка, 21 (м. Кропоткинская или Парк культуры)

Регламент докладов – 20 минут
Открытие конференции в 11:00
Приветственное слово:   Директор НИИ РАХ  Н.В. Толстая
Вступительное слово:     А.В.Рындина,  НИИ РАХ




Утреннее заседание
Сидоренко Галина Васильевна, ГТГ.
Как всё это было. О работе по подготовке выставки, посвященной 1000-летию Крещения Руси.
Гусева Александра Алексеевна, Музей книги, РГБ, Серебрякова Елена Ивановна, Отдел рукописей, ГИМ. 
«Книжный зал» выставки 1988 г.: опыт экспонирования памятников искусства книги.
Попов Геннадий Викторович, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Вселенские соборы в монументальной живописи конца XV – нач. XVI в.
Самойлова Татьяна Евгеньевна,  ГТГ, НИИ РАХ.
«Икона сия с Афонской горы из келии патриарха Иеремии...". Византийская икона из собрания ГТГ. История иконы и история ее изучения.
Шередега Наталия Николаевна, ГТГ, НИИ РАХ.
О копиях иконы Андрея Рублева «Святая Троица».

Перерыв 13:30-14:30

Вечернее заседание. Начало в 14:30
Толстая Татьяна Владимировна, Музеи Московского Кремля.
Надгробная икона митрополита Филипа II и почитание святителя в Успенском соборе Московского Кремля в ХVII в.
Атрощенко Ольга Дмитриевна, ГТГ.
Евангельские сюжеты В.Поленова в контексте религиозной философии второй половины XIX в.
Орлов Сергей Игоревич, НИИ РАХ.
Сакральные образы российского авангарда.
Рындина Анна Вадимовна, НИИ РАХ.
Дорога к храму.

Дискуссия, обсуждение докладов


Выставка явилась первым общественно-значимым культурным событием, посвященным юбилею Крещения Руси. В ее оргкомитет вошли Президент Академии художеств  СССР  Угаров Б.С., митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, Начальник Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР Попов Г.П., Директор Государственного Эрмитажа (г. Ленинград) Пиотровский Б. Б., Генеральный директор Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» (г. Москва) Королев Ю.К., Директор Государственных музеев Московского Кремля (г. Москва) Родимцева И.А., Директор Г осударственного Русского музея (г. Ленинград) Леняшин В.А., Директор Государственного исторического музея (г. Москва) Левыкин К.Г., Директор Государственного центрального музея древнерусского искусства им.А.Рублева (г. Москва) Вашлаева С.В., положив начало вхождению ре.

В редакционную коллегию каталога вошли научные сотрудники Музеев Московского Кремля , ГИМ, ГТГ.  Научным редактором издания, включающего 452 памятника,  стала Рындина А.В., сотрудник НИИ РАХ. Авторами вступительных статей стали: «К тысячелетию русской художественной культуры»  Подобедова О. И., доктор исторических наук; «Монументально-декоративное искусство» Иоаннисян О. М., кандидат исторических наук; «Иконопись»  Вилинбахова Т. Б., кандидат искусствоведения, Болотцева И. П., кандидат искусствоведения; «Декоративно-прикладное искусство» Иоаннисян О. М., кандидат исторических наук,  Бобровницкая И. А. Мартынова М. В.,Соколова И. М.; «Рукописная и старопечатная книга» Серебрякова Е. И., Гусева А. А.,;  «Живопись ХУШ-ХХ веков» Алленова О. А.

Среди составителей каталога - научные сотрудники всех российских музеев, предоставивших на выставку свои экспонаты (Москва, Ленинград, Вдадимир, Суздаль, Муром, Переславль-Залесский, Ростов, Юрьев-Польской, Ярославль).  Каталог был напечатан в Западной Германии (Гамбург, 1988 г.).

Цель выставки - не просто развернуть историю русского искусства, а дать представление о типе культуре, увиденном и осмысленном с позиций современности. Принцип элитарности экспонатов участниками издания был отвергнут, ибо в этом случае типология культуры могла бы стать слишком размытой. Поэтому авторы пришли к выводу о логичности  представить различные слои огромного культурного пласта религиозного искусства в контексте его исторической эволюции.

Несмотря на значимость монументально-декоративного искусства Древней Руси, которому был посвящен замечательный по качеству  и отбору экспонатов раздел, икона все же занимала самый большой раздел выставки, ибо в ней воплотилась особость русской духовности с ее созерцательной задушевностью, верой в силу любви и милосердия. Эти свойства характерны не только для шедевров, но и для памятников низовых, принадлежащих к фольклорному пласту живописи. Их наивность порой трогает душу более глубоко, чем статусные шедевры.  

Русская икона была представлена не только «классикой» XV-XVI в., но и множеством памятников нового и новейшего времени XVII-XVIII в., дающих почувствовать эстетическую и содержательную цельность русской культуры в целом начиная со становления православия.

Памятники иконописи втор. пол. IX – нач. XX века в контексте экспозиции продемонстрировали не только устойчивое существование канона в иконографии и стиле, но и художественные направления, в которых несмотря на «официозность» продолжала жить в переосмысленном варианте древняя живописная традиция.

В контексте сегодняшнего дня знаковым можно считать  завершающий раздел экспозиции, где были представлены работы русских мастеров втор. пол. IX в.  их глубинной преемственностью от традиционной русской духовности (А.Иванов, А.Рябушкин, И.Репин, И. Левитан), а также тех живописцев, которые внесли эти интонации в искусство XX века (М.Нестеров, П.Корин, К. Юон). Не оставлены без внимания в финальном разделе выставки и представители русского авангарда, подобные К.Малевичу и В.Кандинскому («Крестьянка» и «Святой Георгий»), а также глубоко впечатляющие красотой живописи и духовной глубиной «Четыре евангелиста» Н. Гончаровой.

Выставка «К тысячелетию русской художественной культуры»  в залах Академии Художеств, прошедшая с огромным успехом, по мнению многих исследователей, стала поворотным событием в процессе возрождения русского православного искусства, ближайшим свидетельством чему стало воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве, в процессе которого ведущее место заняли лучшие мастера Российской Академии художеств во главе с З.К.Церетели: Е.Н. Максимов, Н.А. Мухин, В.И. Нестеренко, И.М.Руковишников, А.В.Цигаль, А.Н. Бурганов  и др.

Выставка 1988 года знаменательна и тем, что вскоре поcле ее открытия на базе отделения искусствознания РАХ состоялся первый круглый стол, посвященный современному религиозному искусству, которым руководила А.В. Рындина. На нем выступили как церковные мастера, так и живописцы, увлеченные религиозной тематикой. Многие их них принесли свои работы, вокруг которых развернулась живая дискуссия о смысле иконы, о мере творческой свободы мастера и о роли литургического канона. Большинство светских художников, как выяснилось, воспринимали его  как некие «оковы», ограничивающие свободу творчества. Между тем один из церковных мастеров стал убежденно доказывать, что именно канон дает возможность для бесконечной свободы творчества. Многим это показалось странным.

Теперь, по прошествии времени, большинство из иконописцев  приняли эту позицию, ибо цвет, объем, линия, решение пространственных задач в рамках канона открывает для религиозного творчества пути поисков новых образных и  стилевых решений. Эта дискуссия положила начало серии регулярных круглых столов и семинаров в РАХ, посвященным проблемам современного сакрального творчества, будь то икона или религиозное искусство (живопись, скульптура, архитектура и малые формы наполнения храмовой литургии).

Научная конференция «Поиски смысла бытия в памятниках русского религиозного искусства  XI- нач. XX в.», приуроченная к  тридцатилетию выставки, посвященной  юбилею Крещения Руси, предусматривает, помимо попытки разрешения названных проблем, подведение итогов  развития русской медиивистики как науки за пройденный этап: выявление новых памятников, их анализ, атрибуция, смысловое истолкование, а также  обсуждение насущных проблем их реставрации и экспертизы.






версия для печати