«Неактуальное искусство». Выставка произведений М.Верхоланцева в Туле.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 12 мая - 18 июня 2017 года
Место проведения: Тульский историко-архивный музей (Тула, проспект Ленина, 25, 27, 31, Дом Крафта)

Выставка приурочена к 80-летию Михаила Михайловича Верхоланцева - заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств.

М.Верхоланцев родился в 1937 году в Москве, в семье художников, в 1961 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Михаил Верхоланцев — классик отечественного графического искусства, обладатель премий и наград, международных бьеннале и проектов в области графики в России, Италии, Дании, Бельгии, Турции, Польше, Китае. В экспозиции представлены более 120 произведений художника, выполненные в уникальной графической технике – торцевой и продольной ксилографии в период с 1995 по 2017 гг. Это графические миниатюры, книжная графика, в том числе иллюстрации к произведениям У. Шекспира «Гамлет», Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот», Л. Толстого «Крейцерова соната», книга художника «Добродетели и пороки»

Какое искусство можно назвать актуальным, иными словами, насущно необходимым?
Только сохранившее прикладной смысл, полезное не только духовно, но и материально, как посуда. как мебель, как текстиль. Однако актуальным искусством называют разнообразные авангардистские течения, не имеющие в своей программе ни малейшего намека на утилитарность. Среди авангардистов, правда, встречаются художники действительно актуальные. Они очень полезные для дизайна, инженерно- конструкторских идей, новейших технологий и архитектуры. Но большая часть «актуальных» художников ориентирована на привлечение к себе общественного внимания любыми средствами.
Деревянная гравюра, миниатюрная и тихая, всегда незаметна на выставке, но зато в книге она масштабна, драгоценна и доминирует. В этом её актуальность. Но актуальна ли сама книга в наш век цифровых технологий? Она становится в наше время таким же анахронизмом, как и деревянная гравюра.
Живописцев барокко обслуживали резчики деревянных форм. Их называли формшнайдерами. Их задачей было репродуцирование и популяризация творчества великих живописцев и рисовальщиков. История искусств сохранила имена немногих из них: Никколо Больдрини и Доменико делле Греке, обслуживавших Тициана, Кристофа Йегера, работавшего под наблюдением Рубенса, Петера Флотнера, Тибиаса Штиммера. Эти скромные, почти безымянные, но очень темпераментные и вдохновенные мастера суть стилеобразующий пример для московского ксилографа Михаила Верхоланцева.
Он не заимствует формальные приёмы формшнайдеров, но исполнен духом этих художников, отрицавших своё «Я» и трудившихся во имя Искусства.
Восхищает его техническое мастерство, но удивляет резкий стилистический анахронизм. Михаил Верхоланцев, кажется, нарочно изобретает приёмы, профанирующие модную конъюнктуру и всё «актуальное». Он достигает такого качества гравюр, что они кажутся живущими вне времени.
Экспонируются и акварели, помогавшие художнику в создании гравюр с аналогичной темой. Они помогают и зрителю воспринять изображения в миниатюре.
Плоттерная печать демонстрирует зрителю в увеличенном виде технические тонкости ксилографии и решительность композиции.
На выставке презентуется книга художника «Добродетели и пороки». Её тираж 25 экземпляров. Она напечатана с авторских досок. Книга художника как жанр графического искусства возникла во Франции в середине прошлого века. Знаменитые художники печатали в ней свои офорты, ксилографии, литографии или просто делали рисунки, иллюстрирующие авторский текст. Переплёт изготовлялся часто самими художниками.
В этом своеобразном противопоставлении многотиражной книге, дешёвой и доступной, и заключается неактуальность и одновременно актуальность книги художника.

Подробнее: tiam-tula.ru

На основе пресс-релиза






версия для печати