«Из пункта А в пункт Б». Выставка произведений Александра Артамонова.

 

Другие выставочные залы


С 31 марта по 11 апреля 2017 г. в зале изобразительных искусств Поволжского отделения Российской академии художеств и ТСХ России будет проходить персональная выставка  «Из пункта А в пункт Б» ведущего казанского художника-графика Александра Артамонова. Это первая часть большого выставочного проекта «Часть вместо целого», в формате которого будут представлены офорты, созданные автором за последние пять лет. Выставка будет экспонироваться в нескольких городах.
Название выставки «Из пункта А в пункт Б» точно отражает её содержание и характер жизненной позиции автора – всегда в пути, всегда в движении. Концепцию этой выставки казанский искусствовед Ольга Улемнова представляет следующим образом.
«Пункт А» – это собирательный образ, начало жизненного пути автора: детство, проведенное в Сибири, родовые связи, вовлекающие в исторические судьбы России. Тема пути реализуется в целом ряде листов: железные дороги и другие пути сообщения, о которых напоминает «Указатель» предстают как знак нашего недавнего прошлого, времени неспешных (по нынешним меркам) передвижений по земле, воде и воздуху. Серия «В.С.Ж.Д.П.» (Великий северный железнодорожный путь) – как символ невоплощенной мечты первопроходцев, мечтавших освоить новые северные земли. Серия иллюстраций к стихам и поэмам Н.С.Гумилева, объединенных художником в арт-бук «Африканский удар» (при содействии Михаила Погарского), отражает глубокое увлечение поэта экзотической природой и культурой «черного континента», оказавших сильное влияние на русскую культуру начала ХХ века.
«Пункт Б» – это конкретная географическая точка на карте, древний остров-град Свияжск, символ военных побед русского воинства, оплот православия, ковчег, сохранивший в себе исконные русские традиции, ставший для казанских художников своеобразным местом паломничества, который дает импульс творчеству не только историческим прошлым, но и своим настоящим. Знаковой фигурой современного Свияжска стал художник Евгений Голубцов, чей дом-мастерская с конца 1980-х стал местом притяжения для художников и искусствоведов Казани, Татарстана, России и зарубежья. Свияжский «старец» сыграв важную роль в формировании целого поколения молодых казанских художников 1980-90-х годов, открыл им двери в галереи Голландии, пути к признанию. «Ковчег» А.М.Артамонова – оммаж казанскому мэтру и отправная точка для следующего путешествия.
Ольга Улемнова так характеризует творчество своего земляка: «Александр Артамонов – художник аналитического склада. Он не просто изображает окружающий мир или выражает свои эмоции, но обращаясь к поискам внутренних взаимосвязей предметов и событий, погружаясь в глубины человеческой (личной и исторической) памяти, исследует метафизические основы бытия. Артамонов выработал собственный художественный стиль, синтезировав созерцательность итальянской «метафизической живописи» с рациональной абстракцией русских авангардистов. Его композиции тщательно выверены, построены на контрастах реалистической точности предметов, сложно организованной плоскости и загадочной, мистической атмосферы. Замедленные ритмы маскируют напряженную работу духа. Собственный художественный лексикон форм и предметов перетекает из одной работы в другую. Всё это создает в произведениях А.М.Артамонова особое пространство, пронизанное разнообразными смыслами, разгадывание которых – увлекательнейшее занятие. В офортах этот стиль не изменился, но благодаря богатейшим возможностям этой техники и её разновидностей, мастерски освоенных художником, стал еще более изощренным и элитарным, требующим всё больше интеллектуальных усилий от зрителя».
Александр Михайлович Артамонов - театральный художник по образованию. В 1990–2000-е один из ведущих живописцев Казани, активно выставлявшийся в европейских и американских галереях. С 2011 года увлекся офортом, открыв для себя неисчерпаемые возможности этой техники, которая с 1990-х оказалась в Татарстане на обочине художественного процесса. Один из организаторов Казанской международной биеннале печатной графики, которая проводится с 2011 года и собирает десятки мастеров со всего мира. С 2012 года возглавляет графическую секцию Творческого союза художников России в РТ,
с 2013 является руководителем Центра печатной графики РТ, работа которого осуществляется под патронатом Поволжского отделения РАХ. А.М.Артамонов организует мастер-классы и семинары в арт-резиденции Государственного музея изобразительных искусств РТ в Казани и в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в Свияжске, предоставляя художникам-графикам Татарстана и соседних республик возможность перенять опыт ведущих российских графиков, а также специалистов из Швеции, Италии, США.

Поволжское отделение Российской академии художеств






версия для печати