XXVIII Алпатовские чтения «История искусства в России – ХХ век: интенции, контексты, школы»

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
ОТДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВОЗНАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РАХ

К 260-летию РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
К 70-летию НИИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РАХ


МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
XXVIII-е АЛПАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

«ИСТОРИЯ ИСКУССТВА В РОССИИ – ХХ ВЕК: ИНТЕНЦИИ, КОНТЕКСТЫ, ШКОЛЫ»


ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

7-8 декабря 2017 года
МОСКВА

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

Председатель:
Президент Российской академии художеств
З.К. Церетели

Сопредседатель:
Вице-президент Российской академии художеств
Д.О. Швидковский

Члены Оргкомитета:
К.Л. Лукичева
Е.О. Романова
Н.В. Толстая


Конференция будет проходить 7 и 8 декабря 2017 года в Белом зале Российской академии художеств (ул. Пречистенка, 21), параллельные секции – в Зале Ученого совета НИИ РАХ (ул. Пречистенка, 21, стр. 5)

Начало утренних заседаний – 10.30, дневных – 15.00
Регламент докладов – 15-20 минут

Информационная поддержка:
Управление информации РАХ – www.rah.ru
Ассоциация искусствоведов – www.ais-aica.ru


7 ДЕКАБРЯ
10.30-14.00 УТРЕННЯЯ СЕССИЯ (в Белом зале)
Ведущий – Д.О. Швидковский, доктор искусствоведения, академик РАХ

Приветственное слово
Кошкин Олег Александрович
Главный ученый секретарь Президиума Российской академии художеств

Вступительное слово
Калинин Виктор Григорьевич
Первый вице-президент Российской академии художеств

Вступительное слово
Швидковский Дмитрий Олегович
Вице-президент РАХ

Вступительное слово
Толстая Наталья Владимировна
Директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Кривцун Олег Александрович
Доктор философских наук, академик РАХ, заведующий Отделом теории и проблем эстетики НИИ РАХ (Москва)
Эстетика Российской академии художеств и новые языки искусства

Байбурова Римма Михайловна
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ (Москва)
Задачи создания Императорской Академии художеств и итоги ее деятельности в конце XVIII века

Аронов Владимир Рувимович
Доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ, Заведующий Отделом дизайна НИИ РАХ (Москва)
Изучение предметного творчества и дизайна в Российской академии художеств с 1950-го по 2010 годы

Перфильева Ирина Юрьевна
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ (Москва)
Совет по декоративно-прикладному искусству: К вопросу об истории Академии художеств как экспертной институции

Казакова Людмила Васильевна
Доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ, главный научный сотрудник НИИ РАХ
РАХ и научно-творческие ориентиры в современном декоративном искусстве

Глазов Игорь Валерьевич
Аспирант факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
Академическая художественная школа и пластические системы отечественной живописи ХХ века

Резникова Ольга Иосифовна
Старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Брянск)
Традиции школы. К вопросу о преемственности наследия Творческих мастерских живописи РАХ под руководством А.П. и С.П. Ткачёвых

Ступин Сергей Сергеевич
Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ (Москва)
Новейшие течения в Российской академии художеств: репрезентация экзистенциального в искусстве


ПЕРЕРЫВ ДО 15.00


15.00 -ВЕЧЕРНЯЯ СЕССИЯ (в Белом зале)
Ведущий – Н.В. Толстая, директор НИИ РАХ

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА – ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
Червонная СветланаМихайловна
Доктор искусствоведения, профессор, Польский Институт исследований мирового искусства (Варшава), Университет Николая Коперника (Торунь)
Искусствоведческая кафедра МГУ середины 1950-х годов: профессора, ученики, проблемы

Шишин Михаил Юрьевич
Доктор философских наук, член-корреспондент РАХ, профессор, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, директор Института комплексных исследований Большого Алтая (Барнаул)
Проблема художественного стиля в контексте задачи интерпретации произведения искусства. Философский ракурс рассмотрения

Лукичева КрасимираЛюбеновна
Кандидат искусствоведения, заместитель директора НИИ РАХ по научной работе (Москва)
Роль идей Бахтина в методологическом повороте современной истории искусства

Казакова Светлана Константиновна
Кандидат искусствоведения, член АИС (Москва)
Единство терминологии как признак научной школы

Арутюнян Юлия Ивановна
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства, ГАИЖСА им. И.Е. Репина при РАХ (С.-Петербург)
Кризис междисциплинарности: искусствоведение XXI века в поисках метода

Томсон Ольга Игоревна
Кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, доцент кафедры русского искусства, ГАИЖСА им. И.Е. Репина при РАХ (С.-Петербург)
Художественный дискурс как персонализация творческого мышления

Мутья Наталья Николаевна
Кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник, Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета (С.-Петербург)
Поиски национального стиля в русской живописи второй половины XIX века: историографические и методологические аспекты


15.00 -ВЕЧЕРНЯЯ СЕССИЯ (в Зале Ученого совета НИИ РАХ)
Ведущий – Е.О. Романова, член-корреспондент РАХ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Заграевский Сергей Вольфгангович
Доктор архитектуры, профессор, академик РАХ, заместитель председателя ВТОО «Союз художников России» (Москва)
Основные проблемы современной российской художественной критики

Грачева Светлана Михайловна
Доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства ГАИЖСА им. И.Е. Репина при РАХ (С.-Петербург)
Художественная критика в системе современного академического искусствоведческого образования

Синявина Наталья Владимировна
Кандидат культурологи, доцент кафедры истории и истории культуры, Московский государственный институт культуры (Москва)
Идеи Просвещения и их влияние на развитие русской художественной критики во второй половине ХVIII века

Корнилова Анна Анатольевна
Преподаватель, аспирант, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (С.-Петербург)
Взаимодействие русской и немецкой художественной критики в рамках деятельности журналов-манифестов рубежа XIX-XX веков

Завьялова Анна Евгеньевна
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, НИИ РАХ (Москва)
Александр Бенуа о литературности в изобразительном искусстве

Карпов Александр Владимирович
Кандидат культурологи, доцент кафедры искусствоведения, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица (С.-Петербург)
Русское искусство глазами американской критики (по материалам всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году)

Пластова Татьяна Юрьевна
Кандидат филологических наук, профессор, МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ (Москва)
Гении и злодеи. Искусство 1930-х 1950-х годов в зеркале критики


8 ДЕКАБРЯ
10.30-14.00 УТРЕННЯЯ СЕССИЯ (в Белом зале)
Ведущий – С.С. Ступин, кандидат философских наук

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА – ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
Пушкарев Александр Георгиевич
Кандидат технических наук, профессор кафедры дизайна ГПИ НИУ «МЭИ», художник (Москва)
Синтез науки и искусства: ScienceArt в контексте культуры ХХ века

Вольнов Илья Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Машины и технологии литейного производства», директор Центра технологической поддержки образования Московского Политехнического университета, художник (Москва)
ScienceArt как новое мировоззрение

Корнева-Чаева Ирина Анатольевна
Старший научный сотрудник Архива РАН, член АИС (Москва)
Специфика отечественного сайнс-арта. К вопросу об определении терминологических границ

Рымаренко Оксана Сергеевна
Преподаватель кафедры «Дизайн среды», Институт дизайна, РГУ им. А.Н. Косыгина (Москва)
О методике презентации истории искусств начала XX века

Ризнычок Ирина Андреевна
Старший научный сотрудник сектора отечественного искусства XX века, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, аспирант кафедры истории и музееведения Уральского федерального университета (Екатеринбург)
«Третья волна» русской художественной эмиграции (1960–1980-е) в США: поиск актуальной оптики исследования

РЕГИОНЫ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВОЗНАНИЯ (в Белом зале)
Бойцова Татьяна Ивановна
Искусствовед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (Москва)
Современное искусствоведение в регионах России:к проблеме профессиональной реализации в контексте региональной культуры

Рындина Анна Вадимовна
Доктор искусствоведения, академик РАХ, профессор, Заведующая Отделом древнерусского и современного церковного искусства НИИ РАХ (Москва)
Алтайская духовная миссия. Остров Патмос в Чемале – замысел и осуществление


ПЕРЕРЫВ ДО 15.00


15.00 ВЕЧЕРНЯЯ СЕССИЯ (в Белом зале)
Ведущий – Д.В. Кейпен-Вардиц, ученый секретарь НИИ РАХ

РЕГИОНЫ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Шабалина Наталья Михайловна
Доктор искусствоведения, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск)
Роль институционализации в развитии искусства Урала

Аникина Наталья Ивановна
Искусствовед, академик РАХ, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (Москва)
Тверское искусствоведческое сообщество в 1930-е – 1970-е годы

Астраханцева Татьяна Леонидовна
Доктор искусствоведения, Главный научный сотрудник НИИ РАХ (Москва)
Феномен рождения «новых традиций» в народном искусстве

Христолюбова Татьяна Павловна
Кандидат искусствоведения, преподаватель, ГБПОУ «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» (С.- Петербург)
«Сибирь перестает быть художественной пустыней». Григорий Потанин как художественный критик сибирского региона

Аппаева Жаухар Мустафаевна
Искусствовед, глава регионального отделения АИС (Нальчик)
Возникновение и развитие профессионального изобразительного искусства Кабардино-Балкарии


10.30-14.00 УТРЕННЯЯ СЕССИЯ (в Зале Ученого совета НИИ РАХ)
Ведущий – Н.В. Толстая, директор НИИ РАХ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ И ХУДОЖНИК В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ИСКУССТВА. ВЫСТАВКА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
Туминская Ольга Анатольевна
Доктор искусствоведения, заведующая сектором Методического отдела, ФГБУК «Государственный Русский музей» (С.-Петербург)
Проблема сохранения лекции и экскурсии как традиционных форм работы со зрителем в художественном музее

Полежаева Ксения Олеговна
Аспирант, кафедра всеобщей истории искусства исторического факультета, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
Отечественное искусствознание о мастере Алкамене и проблемах аттической скульптуры V века до н.э.

Маханько Мария Александровна
Кандидат искусствоведения, старший редактор, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (Москва)
Отдел древнерусского искусства П. Е. Корнилова в Городском музее Казани: Церковный музей в революционных «одеждах»

Герасимова Наталья Владимировна
Научный сотрудник, «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова» АН Республики Татарстан (Казань)
Художественные коллекций музеев Татарстана в 1920-е годы: цели, результаты, особенности процессов формирования

Ахметова Дина Ирековна
Старший научный сотрудник, «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова» АН Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань)
Формирование коллекции произведений А. Родченко и В. Степановой в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан

Улемнова Ольга Львовна
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова» АН Республики Татарстан (Казань)
Роль выставочной деятельности Центрального музея ТАССР в 1920-е – 1930-е годы в формировании графических коллекций музеев и других фондохранилищ Татарстана


ПЕРЕРЫВ ДО 15.00


15.00 ВЕЧЕРНЯЯ СЕССИЯ (в Зале Ученого совета НИИ РАХ)
Ведущий – Е.Д. Федотова, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ И ХУДОЖНИК В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ИСКУССТВА. ВЫСТАВКА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
Руцинская Ирина Ильинична
Доктор культурологии, доцент, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
Вождь vs художник: репрезентации образа Сталина в советском выставочном пространстве 1930-х - 1950-х годов

Салиенко Александра Петровна
Кандидат искусствоведения, доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
«Выставка революционной и советской тематики» в ГТГ в 1930 году. Забытый эксперимент

Загянская Галина Аврамовна
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения, Театральный институт имени Бориса Щукина (Москва)
Пространство, понятое как предмет (об особенностях живописи Виктора Эльконина)

Данилочкина Анастасия Николаевна
Кандидат философских наук, преподаватель философии, истории и теории искусства, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
Этапы развития истории искусства в России и Советском Союзе: через «поле зрения» художника Виктора Попкова (1932-1974)

Яркова Евгения Сергеевна
Магистр истории искусств, Институт Курто, Научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века ГТГ, специалист МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)
«Альтернативная история искусств» Ильи Кабакова: о роли и значении художника в истории искусства ХХ века





версия для печати